Главная Статьи и новостиНаукаМобильник: лечит или калечит?

Мобильник: лечит или калечит?

27 сентября 2010 г. |
08613b52_big.jpgНаверняка, каждый, кто сейчас читает эти строки, слышал/видел (по телевизору, от бабушки, в интернете), что мобильные телефоны - зло и вообще бесовское изобретение. «Пагубное воздействие электромагнитного излучения!», «Вероятность возникновения опухоли головного мозга!», «Мобильная связь убивает человечество!» - примерно такие заголовки мы встречаем каждый день в СМИ. Не знаю как вы, но я предполагаю, что, прежде чем таким серьезным заявлениям появиться на свет, должны быть проведены многолетние наблюдения за людьми, которые не выпускают мобильник из рук. Если, конечно, мы все к тому времени не перемрем. Шутка.

Должны же ученые быть уверены на сто процентов, что та же опухоль головного мозга возникла именно по причине воздействия электромагнитного поля, а не чего-либо другого. Какую роль во всем этом играют наследственные факторы, условия жизни каждого конкретного пациента – плесень в ванной, конечно, под эту тему не подпишешь, а вот внутриквартирное электромагнитное излучение запросто - и возможные причины, ставшие пусковым механизмом для подобных необратимых клеточных изменений? Кроме всего прочего, в нашей стране мобильная связь широко распространена всего-то около десяти лет. Короче, каждый обоснованный научный вывод предваряет множество вопросов. Поэтому, я бы не стала так уж сразу забрасывать ваш любимый мобильник в дальний пыльный угол.

А в качестве небольшого утешения расскажу вот о чем. Совсем недавно невролог и специалист по болезни Альцгеймера Гэри Эрендаш (Gary Arendash) из Университета Южной Флориды, точно так же как и мы с вами размышляющий о пользе и вреде мобильных телефонов, решился на одно интересное исследование. Ему в голову пришла мысль: если электромагнитное излучение оказывает особое влияние на здоровый человеческий мозг (по крайней мере, в этом убеждены многие его коллеги-ученые), то воздействие на специфический мозг (а именно таким и является мозг пациентов с болезнью Альцгеймера) также должно быть особенным.

Жертвой ученых порывов исследователя стало, как всегда, мышиное племя. В эксперименте принимали участие двух- и четырехмесячные грызуны. Своим рождением эти маленькие подопытные обязаны главнейшей науке нашего столетия - генной инженерии. Мыши для эксперимента были, простите, «спроектированы» так, чтобы в двухмесячном возрасте у них проявились симптомы вышеозначенного заболевания, а в четырехмесячном возрасте были ярко выражены. Грызунов разделили на группы и рассадили в клетках по разным комнатам. В центре одной из комнат установили - не мобильный телефон, конечно же, - антенну, излучающую электромагнитные волны той же длины, которые улавливает человеческий мозг. Антенну включали на час дважды в день. Таким образом, одна группа мышей подвергалась облучению, а другая нет.

Эксперимент длился 9 месяцев и дал следующие результаты. Мыши обоих возрастов, подвергнувшиеся электромагнитному воздействию, обнаруживали выход из клетки гораздо быстрее, чем их необлученные собратья. Такой итог стал неожиданным и весьма приятным даже для самих исследователей. Гэри Эрендаш предполагает, что электромагнитные волны каким-то образом стимулируют электрическую активность нейронов, что, в свою очередь, улучшает запоминание. И действительно, около 10 лет назад в ходе другого научного исследования было доказано, что активность мозга людей, болтавших по мобильнику незадолго до сна, ночью была значительно выше, чем в обычном состоянии. Только, конечно, повышенная активность мозга спящего человека - это, скорее, вред, ведь сон предполагает покой и расслабление. А вот людям с диагнозом «болезнь Альцгеймера» еще какая польза!

Конечно, исследователи не ограничились одними визуальными наблюдениями за поведением мышей. По истечении эксперимента изучили и мозг грызунов на наличие одного из главных признаков болезни Альцгеймера - так называемых амилоидных бляшек. Бета-амилоид - производное трансмембранного белка АРР - является основной составляющей частью отложений (в виде бляшек) в мозге. Накопление их, как предполагают, и является главной причиной распада психических функций. Так вот, Эрендаш обнаружил в мозге облученных грызунов значительно меньшее количество амилоидных бляшек, чем в мозге тех трансгенных мышей, болезнь которых развивалась без какого-либо вмешательства. Новость, конечно, отрадная. Но недавнее применение экспериментальной вакцины на ранних стациях заболевания, показав хорошие результаты по очищению мозга от избыточного амилоида, оказалось не в состоянии предотвратить деменцию (т.е. нарушение психических функций). А тут - здрасьте вам! - никаких лекарств не нужно: и состояние памяти поддерживает, и очищает мозг. Знай себе, разговаривай по мобильному побольше!

К счастью, никакого отрицательного воздействия на организм подопытных - изменений в структуре ДНК, злокачественных новообразований или повреждений внутренних органов - выявлено не было. Ученые пока ограничились исследованиями только на мышах, но заранее оптимистично предполагают, что многообещающие результаты для нас, людей, также будут справедливы. Эффект (уменьшение количества амилоидных бляшек) должен быть более выраженным, ведь при разговоре по телефону люди держат трубку преимущественно около одного и того же уха. Дело за малым: определить оптимальную длину электромагнитной волны и интервалы ее воздействия. Так что, общайтесь по телефону «на здоровье»! И пока все равно ясности в «мобильном» вопросе нет никакой, давайте подождем еще каких-нибудь исследований. Хотя бы интересно!

наука,  исследования,  вред,  мобильные телефоны