Главная Статьи и новостиНаукаВ голубой крови британских монархов нашли «примеси»

В голубой крови британских монархов нашли «примеси»

03 декабря 2014 г. |
b5bdf99d_big.jpgК серьезным историческим несостыковкам может привести сенсационное открытие, которое сделали ученые из Университета Лестера. Они исследовали ДНК Ричарда III, английского монарха, правившего в 15 веке, и подвергли сомнению благородное происхождение некоторых его родственников.

Генетический материал ученые получили в 2012 году - останки монарха были найдены в городе Лестер. В том, что они принадлежат именно Ричарду III, нет никаких сомнений. Анализ ДНК ныне живущих потомков и короля совпали на 99,999%. Кроме того, скелет имеет характерные повреждения в области позвоночника («король со сколиозом» - одно из прозвищ монарха) и на черепе - из истории известно, что Ричард скончался на поле боя в 1485 году от полученных травм. Ученые говорят, что в детстве у короля были голубые глаза и светлые волосы, которые с возрастом потемнели. На картине, которая была написана через 25 лет после смерти монарха, у него голубые глаза и каштановые волосы.

А вот дальше интереснее. Да, сравнение ДНК почившего монарха и его ныне живущих потомков по материнской линии показало, что перед учеными Ричард III и никто иной. А вот, когда стали проверять мужскую линию, выяснилось, что ДНК не совпадает. А значит, в какой-то момент голубая королевская кровь смешалась с менее аристократической. И произошло это, скорее всего, вследствие измены или «ложного отцовства» – сообщают ученые.

В принципе, супружеская неверность не такая уж редкость что в наши времена, что 500 лет назад… Вот только последствия у нее разные, и иногда на уровне государственности. Когда дело было, конечно, мы не узнаем. Но английские эксперты немедленно нафантазировали: если предположить, что измена произошла во времена Эдуарда III (1312-1377 гг.), прадедушки Ричарда, возникают серьезные сомнения в легитимности правления Генриха VII, Генриха VIII, Елизаветы I и других британских монархов. А раз так, тот же Генрих VII, например, мог вообще не взойти на престол, даже после организованного им сражения при Босворте, где, собственно, был убит Ричард III. (Генрих очень хотел на престол, а правящий Ричард, естественно, никак не мог этого допустить – пришлось сражаться. Погибший Ричард был последним представителем династии Плантагенетов, а с Генриха VII началась династия Тюдоров.) Так что, история монаршего рода и деяний его представителей в целом могла бы развиваться в другом ключе. Ну, а что касается ныне правящих Тюдоров, все на своем месте. Ведь ДНК не совпала только по мужской линии, а ныне правящая королева Елизавета II – родственница сестры Ричарда III, то есть, потомок по женской линии.

9be41c44_big.jpg

У Ричарда III детей не было, значит «измену» нужно было искать раньше. Таким образом, ученым пришлось иметь дело с великим прадедом Ричарда - Эдуардом III и его потомками. Генетически отцы передают копию своей Y-хромосомы сыновьям. Так, у Ричарда и Эдуарда ДНК должны совпадать. Кроме того, совпадения должны быть и у любого потомка Эдуарда III – вплоть до рождения Ричарда. А их нет.

Кстати, потомком Эдуарда III также был и соперник Ричарда, вышеупомянутый Генрих VII (или Генрих Тюдор). А его предком – Джон Гонт, первый герцог Ланкастерский, сын Эдуарда III и Филиппы Геннегау. Так вот, он всю жизнь отбивался от нападок знатной родни, пускавшей сплетни, что, дескать, он не родной сын короля - пока того не было рядом, мама успела согрешить с фламандским мясником. Получается, гипотетически, если Джон Гонт не был сыном Эдуарда III, то потомки не имели отношения к королевскому роду. Тоже интересная деталь. Хотя и без ДНК.

Результаты исследования опубликованы в издании Nature Communications.

наука,  исследования,  ДНК,  Ричард III,  британские монархи,  родство