Главная Статьи и новостиНаукаБлизнецы: найдите десять отличий!

Близнецы: найдите десять отличий!

23 декабря 2009 г. |
3b6f7d0b.jpgЕсли бы за участие в научных исследованиях платили деньги, близнецам можно было бы запросто забыть о своих основных профессиях. А все потому, что они пользуются невероятной популярностью у ученых, которые приглашают их принимать участие в своих экспериментах. Однако не всякий близнец хорош для суперопытов, подходит только тот, который развился вместе со своим собратом из одной оплодотворенной яйцеклетки, то есть только близнец однояйцевый. Именно исходя из этого фактора идентичности, однояйцевых близнецов и привлекают для исследования причин возникновения различных заболеваний: аноргазмии, склонности к ожирению и даже наличия или отсутствия музыкального слуха.

Все это хорошо и для испытуемых, и для испытателей, но вот только недавний эксперимент с участием однояйцевых близнецов поставил под сомнение уже признанный факт об их абсолютной одинаковости. Ранее предполагалось, что все обнаруживаемые между ними различия можно объяснить только одним - образом жизни, то есть влиянием на их организмы окружающей среды. Действительно, генетическая программа (иначе: совокупность всех генов организма, или геном) однояйцевых близнецов совершенно одинаковая - она сформирована комбинацией хромосом матери и отца. Однако ученым этого мало. Конечно - в клетку заглянули, по каким законам она живет – поняли, научились даже манипулировать хромосомами, как жонглерскими шариками.

Если ученые не умерят свой исследовательский пыл, понятие об одинаковости близнецов вскоре станет архаизмом

А тут вдруг представился шанс сравнить клетки на предмет биологической идентичности. Упустить такую великолепную возможность? Да ни за что!

Ученые Университета Алабамы в Бирмингеме (University of Alabama at Birmingham) во главе с генетиком Карлом Брудером (Carl Bruder) сравнили геном 19 пар взрослых однояйцевых близнецов. Они выяснили, что в некоторых случаях гены, из которых как из кирпичиков наследственность и складывается, значительно отличаются от своего обычного состояния. Гены, словно нанизанные на нитку бусины, образуют самое драгоценное «украшение» нашего организма - двойную спираль молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота – один из двух видов нуклеиновых кислот в организме человека, находится в ядре клетки). Ученые обнаружили, что ДНК одного близнеца может отличаться от ДНК другого количеством копий какого-либо гена. Генетики назвали это вариацией количества копий генов (copy number variation).

В норме геном человека несет в себе две копии любого гена, и каждая из них заимствована у одного из родителей. Однако, как d9debb0a.jpgоказалось, некоторые участки ДНК «отклоняются» от этого незыблемого правила. Количество копий таких «нетипичных» генов может варьироваться от 0 до 14. В связи с этим открытием, Брудер предложил по-новому рассматривать вопрос влияния генетических и воспитательных факторов на человека, ведь его команде удалось обнаружить действительно необыкновенные вещи. Например, в хромосомах одного из близнецов отсутствие специфического гена характеризовало риск возникновения лейкемии (заболевания, при котором происходит преобразование определенных кроветворных клеток в злокачественные). И заболевание это в анамнезе одного близнеца было, а у другого - нет!

По убеждению Карла Брудера, обнаруженное отличие в генетической структуре однояйцевых близнецов помогло бы отыскать те участки ДНК, которые связаны с определенными заболеваниями. В частности, анализ образцов крови близнецов, из которых только один болен астмой или, например, псориазом, покажет, можно ли объяснить изменением числа копий соответствующего гена возникновение этих заболеваний. Это открытие стало бы серьезным подспорьем и в области криминальных расследований. Действительно, доказательство, заключенное в ДНК подозреваемого, оспаривать было бы сложно. ca8ee90e.jpg

Что ж, разрушение мифа о генетической идентичности близнецов может быть исключительно полезным. Тем более что с возрастом – по мнению генетиков – вариация количества копий генов может увеличиваться. В частности, из-за воздействия на цепочку ДНК ионизирующего излучения и канцерогенных факторов. Это еще один повод вспомнить о чрезвычайной важности вопроса воздействия на нас внешней среды, то есть экологии. А еще есть надежда на то, что когда-нибудь ученые смогут с уверенностью сказать, что не просто предсказали возможность заболевания в будущем, но и предотвратили его.

наука,  исследования,  однояйцевые близнецы,  генетика,  геном,  отличие в генетической структуре однояйцевых близнецов,  количество копий генов,  болезни