Главная Статьи и новостиНаука9 животных и насекомых, которые спасают нам жизнь

9 животных и насекомых, которые спасают нам жизнь

20 ноября 2011 г. |
9be8437a_big.jpgЧеловек должен быть благодарен животным. Они продлевают и спасают нам жизнь. И дело тут не только в давно изученных свойствах кошек и собак, которые способны предупредить нас от опасности или «оттянуть на себя» страшные болезни. Предотвращение повреждений головного мозга, пересадка кожи и внутренних органов, лечение нервных расстройств – все эти медицинские чудеса были бы невозможны без помощи братьев наших меньших – от дельфинов и собак до пауков.

Собака

Японские исследователи утверждают, что собаки способны обнаружить у человека рак кишечника, даже на ранних стадиях – благодаря своим фантастическим обонятельным способностям. Запах человеческого дыхания и даже кала больного может «рассказать» собаке, что организм хозяина дал непоправимый сбой. Полученные результаты могут помочь исследователям идентифицировать химические соединения, на которые опираются друзья человека, «ставя диагноз».

Предыдущие исследования показали, что собаки могут обнаруживать различные формы рака – кожи, груди, легких, яичников и мочевого пузыря. А некоторые породы специально учат выявлять рак предстательной железы. Фантастика, но для того, чтобы заболевание было обнаружено, пациента просто просят выдохнуть в сторону собачьего всесильного носа!

bbca95e1_big.jpg

Пауки

Исследователи из университета Квинсленда изучали жизнедеятельность паука Tegenaria agrestis, чей укус не только чрезвычайно болезненный, но и содержит фактически смертельный яд. Однако на примере змей мы знаем, что даже самый опасный яд обладает полезными свойствами, которые помогают человеку бороться с заболеваниями, тяжело поддающимися терапии. Яд этого паука содержит мощный нейротоксин, который при соответствующей обработке может помочь в лечении заболеваний нервной системы (хроническая боль, например).

47a4d063_big.jpg

Медведи

Соединения, найденные в медвежьей желчи, могут помочь людям в процессе восстановления после сердечного приступа – утверждают медики Имперского колледжа в Лондоне. Предыдущие исследования показали, что синтезированное соединение, урсодезоксихолевая кислота (УДХК), может снижать уровень холестерина в крови человека и растворять камни в желчном пузыре. УДХК также может быть использована для лечения нарушений сердечного ритма, таких как аритмия, нормализуя проводимость электрических сигналов сердечной мышцей. При этом изменяются электрические свойства миофибропластов клеток, которые участвуют в развитии рубцовой ткани сердца у пациентов, перенесших сердечный приступ.

c5684669_big.jpg

Арктический суслик

Арктический суслик (Spermophilus parryii) помог ученым из университета Аляски раскрыть секреты спячки. Исследователи обнаружили, что «переключателем спячки» у сусликов является нейромедиатор аденозин. Он присутствует и в организме человека и помогает ему «понять», что пришло время готовиться ко сну.

Ученые блокировали производство аденозина в организме сусликов, которые находились в спячке, используя химическое вещество – циклопентилтеофиллин. Затем их снова «усыпили», используя другое химическое вещество – циклогексиладенозин.

Зачем, спрашивается, бедных животных так мучили? Цель была благородная – научиться контролировать производство аденозина в организме человека и, соответственно, скорость сокращения сердечной мышцы и скорость кровотока. Дело в том, что при инфаркте или инсульте человеческий мозг может получить необратимые повреждения, если он долгое время лишен кислорода, но, помещая пациентов в такое вот принудительное спячкоподобное состояние, врачи могут получить больше времени для проведения операции и сохранения жизни.

5b4d1aa6_big.jpg

Скорпион

Скорпион (Leiurus quinquestriatus), также известный как палестинский желтый скорпион, жалит смертельным ядом, который содержит целый коктейль из нейротоксинов. Ученым удалось доказать, что несмотря на свою опасность, этот яд может быть использован в лечении раковых заболеваний.

Медики выявили в яде скорпиона соединение хлоротоксин, которое может помочь в доставке противораковых генов в глиому – фатальную, агрессивную опухоль мозга. Хлоротоксин позволяет терапевтическим, антираковым генам убивать больше раковых клеток, чем известные и применяемые сегодня препараты и методики лечения в целом.

cc5cb3f0_big.jpg

Акула

В организме некрупной (dogfish) и самой распространенной акулы недавно был найден антибиотик, который может быть использован для защиты человеческих клеток от патогенных микроорганизмов самого широкого спектра. Соединение скваламин, выделяется из акульей печени и помогает этому опасному животному нарушать взаимодействие мембран, которое необходимо для размножения вирусов. Скваламин подавляет инфекции различных вирусов, включая гепатит B, C и D, желтую лихорадку, лихорадку денге и цитомегаловирус (герпес).

Хорошая новость – акулам больше не придется прощаться с жизнью собственной, чтобы спасать жизнь человеческую. В 1995 году скваламин синтезировали в лаборатории, так что спасибо акулам за антибиотик.

dbad87fc_big.jpg

Бразильский блуждающий паук

Возможно, этот ядовитый паук и не спасет вашу жизнь, однако может спасти жизнь… сексуальную. Побочный эффект от его укуса – эрекция, которая может длиться на протяжении часа.

Ученые из Медицинского колледжа Джорджии выявили соединение (Tx2-6), которое отвечает за «потенциальную» возможность мужчин, и утверждают, что оно может быть использовано в разработке препаратов для лечения эректильной дисфункции. А сочетание с такими лекарствами, как «Виагра», может помочь тем пациентам, на которых данный препарат уже не действует.

bee9cb4b_big.jpg

Паук золотопряд

Паук золотопряд (Nephila clavipes) или банановый паук действительно может спасти жизнь человека. Он является чемпионом планеты по выработке шелковых нитей, так что, ученые заинтересовались этими фантастическими способностями и уже работают над проектом создания искусственной кожи человека, а точнее… учатся ее выращивать.

Исследователи медицинской школы Ганновера буквально «доят» этих насекомых, поглаживая железы, отвечающие за производство шелка. Из полученного материала плетут сетку (паутину) на стальной рамке, а затем помещают на нее клетки кожи человека. Эксперименты показывают, что человеческие клетки, обеспеченные питательными веществами, теплом и воздухом растут вместе с клетками шелка. Получаются тканеподобные модели, напоминающие человеческий эпидермис, верхний слой кожи, и дерму, слой живой ткани, которая находится под эпидермисом.

В отличие от шелка, который производит тутовый шелкопряд, шелк банановых пауков не оказывает негативного влияния на иммунную систему человека, поэтому он и может быть использован для роста «искусственной кожи». С помощью этого открытия ученые надеются помочь пациентам с ожогами кожи и хроническими кожными заболеваниями (например, пролежнями).

1dbf30af_big.jpg

Афалина

Афалины или большие дельфины, как и все остальные его родственники, могут сыграть ключевую роль в оказании помощи при заживлении травм у человека.

Исследователю университета Джорджтауна, Майклу Заслоффу, который долго наблюдал за этими млекопитающими, удалось доказать, что травмы, нанесенные дельфинам акулами, исчезают буквально за считанные недели, а повреждения, которые можно потом обнаружить на их теле – еле заметны. В частности, Заслофф обратил внимание на то, что при погружении приток крови к менее важным частям тела у дельфинов отсекается. Этот механизм, скорее всего, используется и для того, чтобы уменьшить приток крови к травмированному участку.

Также было установлено, что кожа и жир дельфина обладают антибактериальными свойствами, что объясняет, почему раны на их теле не показывают признаков инфекции в процессе заживления. Кроме того, исследователи предполагают, что такое быстрое восстановление тканей у дельфинов происходит, благодаря специальным типам стволовых клеток или белков, в них находящихся. Остается выявить, как работают все эти механизмы и начать помогать человечеству «зализывать раны» еще быстрее.

наука,  исследования,  помощь,  животные,  здоровье человека