Главная Статьи и новостиНаукаТортик способен не только отложиться в жир, но и… уменьшить мозг

Тортик способен не только отложиться в жир, но и… уменьшить мозг

08 августа 2011 г. |
9b4d5ace_big.jpgХорошо известен тот факт, что каждый лишний килограмм увеличивает нагрузку на сердце, суставы и сосуды человека. Но, как оказалось, от ожирения сильно страдает и мозг.

Мало того, что избыточный вес может изменить физическую структуру мозга, вызывая проблемы памяти и увеличивая риск слабоумия, он способен преждевременно состарить серое вещество - в среднем, добавляя к нашему естественному возрасту 16 лет.

Серое вещество является «думающей» частью мозга и состоит из клеток, которые отвечают за мышечный контроль, зрение, слух, память, эмоции и слова. Белое вещество – это «автострада нервов» - материал, который соединяет эти клетки друг с другом. Избыточный вес может изменить способ нашего мышления, затрагивает наше суждение и побуждает употреблять еще больше высококалорийной еды. В результате, нас тянет к еде так же, как наркомана к наркотикам.

Например, в Англии четверть взрослых и каждый седьмой ребенок болеют ожирением, имея индекс массы тела (ИМТ) более 30. Последствия этого могут быть более чем печальными.

Не только ожирение, но и избыточный вес (ИМТ более 25) является проблемой для мозга. «С течением времени нас начинают привлекать сладкие и жирные продукты. То, что они стали доступнее, чем когда либо, является причиной такого масштабного распространения ожирения», - говорит доктор-эндокринолог Тони Голдстоун. Жирная пища забивает артерии и вредит сердцу, то же самое происходит и в сосудах головного мозга. Помимо этого, жир способствует уменьшению мозга.

Команда британских ученых обнаружила, что мозг людей, страдающих ожирением, в среднем от 4 до 8% меньше мозга здоровых людей. Это происходит из-за того, что кровь плохо поступает в мозг, что приводит к его кислородному голоданию и, в конце концов, отмиранию его клеток, а это гарантированное преждевременное старение.

Исследователи изучили томограммы мозга около 100 человек старше 70 лет и пришли к выводу, что мозг людей с избыточным весом в среднем на 8 лет старше. Ученые взяли за основу то, что среднестатистический человек теряет 0,5 % массы мозга в год, но люди с избыточным весом потеряли еще 4%.

У людей, страдающих ожирением, дела обстоят еще хуже. Они потеряли 8% мозга, что состарило его на 16 лет. При сканировании были выявлены области мозга, страдающие больше всего. Они отвечали за мышление, суждение и обработку длительных воспоминаний.

Такой мозг менее устойчив к повреждениям от скопления белков или бляшек, которые уничтожают его клетки и приводят к болезни Альцгеймера. По словам ученых, ожирение может спровоцировать эту болезнь. У полных людей также наблюдаются различия в структуре некоторых частей мозга.

Возникает вопрос: может ли потеря веса или хирургическое лечение ожирения снова улучшить память и когнитивные функции мозга? По данным исследователей из Кентского государственного университета, это вполне возможно.

В проведении эксперимента приняли участие 150 человек. Они прошли обследование, после чего некоторым участникам сделали операцию желудочного шунтирования. Спустя 12 недель, у тех, кто был прооперирован, заметно повысились показатели памяти. У других пациентов таких результатов не обнаружили.

Так что же является причиной улучшения работы мозга этих людей? Исследования показали, что люди с лишним весом имеют трудности в обучении, координации и восприятии новой информации. Кроме того, полные люди страдают от асфиксии или одышки во сне, что влияет на концентрацию во время бодрствования.

Вообще, возможных факторов, влияющих на работу мозга, - огромное количество. Но то, в чем ученые действительно уверены – похудение позволяет мозгу снова нормально функционировать.

наука,  исследования,  старение,  мозг,  ожирение,  влияние,  зависимость