Главная Статьи и новостиНаукаВспоминаем главные научные события минувшего десятилетия

Вспоминаем главные научные события минувшего десятилетия

11 февраля 2010 г. |
0ea6cb5a_big.jpgЕсли сегодня у вас грустный день, и так и хочется пожаловаться, сказав, что вы устали от кризиса/ нового рабочего понедельника / мигреней / детского непослушания / ненадежности мужчин и идиотизма нового босса, короче, что жизнь – бесцветна и безрадостна, вот именно в этом случае рекомендую вам почитать эту статью. Потому что наша с вами жизнь – это не только сиюминутные перемены настроения, задачи нового дня, экономические провалы и бестолковые оранжевые революции. Разумеется, это тоже важно. Но… только подумайте, в этом мире полно вещей, о которых мы с вами даже не догадываемся.

Они были, есть и продолжат свое существование еще многие миллионы лет. Вот, например, атомное строение тел. Об этом нам рассказывали еще в школе. А подавляющему большинству населения нашей планеты плевать на этот факт, ведь не зная его, можно прекрасно вырасти / выучиться / изучить список московских ЗАГСов и жениться / родить детей и, наконец, преспокойно умереть. Другое дело – эти вещи существовали всегда! Они не зависят от эмоций и совершенно беспристрастны. Это та истина, которую человечество так долго ищет: с помощью религии, войн, психологии или еще чего-то…

Про планету Эрис никто никогда не слышал. И миллионы поколений ушли в небытие, так и не узнав, что на задворках вселенной прячется это маленькое «создание», маленькое настолько, что астрономы, обнаружив его, решили присвоить Эрис класс карликовой планеты. А потом призадумались: ведь Эрис гораздо больше Плутона, а тот носит гордое название ПЛАНЕТЫ. Так где же граница? Может, стоит внести кое-какие коррективы в астрономическую терминологию?

Эрис – не единственное открытие последнего десятилетия. Благодаря телескопу Хаббл, ученым удалось заглянуть за пределы нашей родной Солнечной системы. В 2008 году с помощью телескопов Keck и Gemini астрономы сделали первые снимки планет, вращающихся вокруг отдаленных звезд, в числе которых юная (ей всего-то 10 миллионов лет) звезда MWC 419 в созвездии Кассиопеи. Съемка в инфракрасном спектре оказалась бесценной для понимания процессов формирования планетарных систем. Кстати, Венера, Меркурий и Земля в нашей Солнечной системе зарождались именно так!

bec7319c_big.jpgИ, наконец, в 2009 году на расстоянии каких-то 13 парсек (что не намного превышает 42 световых года) ученые обнаружили настоящую «Супер Землю». Она вращается вокруг Красной Карликовой Звезды и – невероятно! – скорее всего, на 75% состоит из воды. Стопроцентной уверенности в этом нет. Хотя астрономы предполагают, что именно таким составом – водой в гелиево-водородной оболочке – объясняется значительное потускнение красного карлика в момент прохождения перед ним «Супер Земли».

Теперь-то мы точно знаем, что вода – один из главных признаков жизни. Поэтому важнейшая задача современных астрономов – обнаружить на планетах признаки воды. И в прошедшем десятилетии человечеству это удалось. Еще в 2008 году NASA (National Aeronautics and Space Administration) - Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства в США – сообщило, что имеет неоспоримые доказательства существования воды на Марсе. И она действительно была найдена, только немного позже, - в виде залежей льда под поверхностью планеты. А совсем недавно ученые доказали, что и на Луне вода тоже есть. Что же - Земля – не единственное обитаемое во Вселенной место? Ну а вдруг?

Вы помните, в чем заключается самое слабое место Дарвиновской теории происхождения видов и человека, в частности? В отсутствии так называемого промежуточного звена, т. е. того момента, когда древнее существо, потеряв черты сходства с обезьянами, проявило первые признаки очеловечивания. Находка ушедшего десятилетия – симпатичная девушка по имени Арди, окаменелые останки которой были обнаружены в национальном парке Аваш в Эфиопии, - кажется, готова разбить в пух и прах все теоретические выкладки прежних времен. Мало того, что она «состарила» человеческого предка более чем на миллион лет. Арди - убедительное доказательство того, что современные гориллы и шимпанзе вовсе не предки человека, а совершенно отдельный вид приматов, который отделился от человеческого около 6 миллионов лет назад.

Одним из самых значительных событий последнего десятилетия стала попытка расшифровать последовательность генома человека. Проект по расшифровке генома человека (The Human Genome Project) стартовал еще в 1990 году. Однако первый серьезный результат был получен лишь в 2000 году, когда было заявлено о составлении черновика структуры генома. В 2003 году учеными была получена его более полная версия, хотя даже сегодня на карте ДНК можно найти много белых пятен. Ученые-генетики не теряют надежды и верят, что полная и подробная расшифровка человеческого генома поможет не только понять принципы взаимодействия его отдельных звеньев – генов, но и вооружить нас новыми методами борьбы с генетическими заболеваниями.

К сожалению, путь генной инженерии - относительно новой науки – это путь успеха и провалов. В 2000 году генная терапия заявила о своей первой победе. В одной из парижских клиник удалось вылечить десятерых мальчиков, страдавших острым комбинированным иммунодефицитом. Эта болезнь почти непобедима, поскольку заболевший оказывается полностью беззащитным перед любым видом инфекции (ее также называют «Синдромом мальчика в пузыре» - Bubble Boy). И все бы хорошо, если бы не лейкемия, развившаяся у двоих пациентов и приведшая к гибели одного из них. Естественно, генные методы лечения этого 55531807_big.jpgзаболевания были тотчас же остановлены. Позже ученые выяснили, в чем была ошибка. Поврежденные клетки подвергали воздействию особых белков, которые расщепляли мутировавший ген и тем самым запускали механизм его природного восстановления. Однако при использовании этого метода точное место внедрения гена определить было невозможно, что и привело к фатальному исходу. Теперь же ученые уверены, что знают, как правильно размещать лечебный ген, чтобы избежать нежелательных последствий и сохранить нужный эффект. И вот уже в этом году удалось восстановить зрение детям, страдающим врожденной формой слепоты.

Раз уж мы перешли от открытий «планетарного» масштаба к событиям науки и медицины, давайте вспомним о стволовых клетках. Эти маленькие частички человеческого организма были предметом ожесточенных споров в течение многих лет – с тех пор, как стало известно об их уникальных свойствах. Дело в том, что стволовая клетка способна изменяться особым образом. В результате такого изменения из нее может получиться клетка любой ткани человеческого организма. А это значит – неограниченные возможности для лечения множества заболеваний, в особенности таких, как болезнь Паркинсона, онкологических заболеваний и патологий сердца. Чем «моложе» стволовая клетка, тем выше вероятность того, что она сможет стать принципиально новой клеткой организма. Способностью к абсолютному превращению обладают эмбриональные стволовые клетки, которые формируются на ранней стадии развития зародыша. Эмбрионы как главный источник получения эмбриональных стволовых клеток – эта проблема стала главной причиной того, что во многих странах мира запретили проведение подобных исследований. Однако в 2007 году японскому ученому Синя Яманаки (Shinya Yamanaka) удалось обойти этот этический момент. Он разработал способ перепрограммирования взрослых клеток человеческой кожи в плюрипотентные (т. е. многофункциональные, способные стать любой другой клеткой человеческого организма) стволовые клетки. Прошедший год стал знаковым для этого эксперимента, поскольку удалось доказать полную состоятельность таких «переделанных» клеток в сравнении с теми, которые создала сама природа.

Ну и, конечно же, поговорим об изменении климата. Экологи уже который год сообщают о потеплении, об ускоренных (в сравнении с прогнозами) темпах таяния ледников. И прошедшее десятилетие будет, безусловно, напоминать нам не только о температурных рекордах или о Нобелевской премии мира, полученной в 2007 году Межправительственной группой экспертов по изменению климата, но еще… об откровенных махинациях климатологов с научными данными. Об этом стало известно в конце 2009 года, благодаря русским хакерам. Переписка ученых, заваривших климатическую кашу, стала наглядным примером того, как правильно манипулировать общественным сознанием и выбивать деньги на псевдонаучные экологические исследования.

«Полеты во сне и наяву, или начало эры космического туризма». Фонд X Prize, позднее переименованный в Ansari X Prize, предложил приз в 10 миллионов долларов тому, кто сконструирует (своими силами) самый настоящий космический аппарат. Задача потенциального победителя заключалась в разработке и создании корабля, управляемого тремя пилотами, который был бы в состоянии подняться на высоту не менее чем 100 км. Причем, сделать он это должен был дважды в течение двух недель, сохранить дальнейшую работоспособность аппарата, а также вернуть на землю живыми и здоровыми всех членов экипажа. С этой задачей справилась команда Tier One, совершившая зачетные полеты на корабле SpaceShipOne осенью 2004 года.

Киборг-люди, киборги-обезьяны, киборг-&$?!% знает кто еще! Наконец-то ученым удалось подчинить себе силу мысли! Уже созданы машины, способные «читать» наши воспоминания, компьютеры, которые выводят в печатном виде информацию из нашего мозга. В 2008 году ученые, вживив в двигательную кору мозга обезьяны около 100 электродов, научили ее управлять механической рукой-манипулятором. Это что же? В один прекрасный момент люди вообще не захотят разговаривать?

d3eefe19_big.jpgНу и, наконец, Большой Адронный Коллайдер – самое честолюбивое изобретение современных ученых. Для тех, кто подумал, что автор ругается матом, сообщаю, что это устройство представляет собой ускоритель заряженных частиц, направляющий их навстречу друг другу на огромной скорости для того, чтобы специалисты могли изучить результаты их соударения. Для чего все это нужно? Например, чтобы окончательно разобраться в общей теории относительности Альберта Энштейна и квантовой теории поля. С помощью Большого Адронного Коллайдера ученые хотят подтвердить или опровергнуть эти теории.

Все современные научные достижения, несмотря на то, что они кажутся нам величайшими - это лишь малые открытия по сравнению с теми глобальными тайнами, которые прячет в себе Вселенная. Об этом сказал еще Ньютон, а человечеству остается только повторить: «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает камешек более пестрый, чем другие, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».

наука,  история,  исследования,  научные открытия