Главная Статьи и новостиПсихологияОценивая других, мы оцениваем себя

Оценивая других, мы оцениваем себя

04 августа 2016 г. |
cfb41112_big.jpgЧеловеку свойственно оценивать свои достижения, сравнивая их с достижениями и победами других людей. Более того, если он общается с людьми, которые достигли чего-то большего, то и сам чувствует себя увереннее, «поднимает планку». Однако, если в сильной команде человек чувствует себя более способным, то в конкурентных ситуациях он менее компетентен.

Ученые из Университета Оксфорда (Великобритания) выяснили, что, хотя обычно люди оценивают свои способности рационально - на основании своей собственной деятельности, на их самооценку частично влияет сравнение с деятельностью коллег по бизнесу или друзей. Их исследование потенциально может помочь изучить особенностти социальных взаимодействий на рабочем месте - будь то обычная работа в офисе, выездные мероприятия, конференции или тренинги.

Оценка своих и чужих способностей - ключевой фактор социализации, точка принятия решения о присоединении к той или иной социальной группе, выбор поведенческой модели в той или иной ситуации («атаковать или отступить»). В повседневной жизни мы постоянно «судим» себя и других, оцениваем интеллектуальный уровень, социальные и финансовые достижения, успехи в учебе или спорте, социальной или коммерческой деятельности. Многочисленные исследования показали, что, сравнивая себя и других, человек получает эффективное средство для самооценки и, напротив, «судит» о других по себе, основываясь на своей модели поведения и нравственных нормах. При этом о том, какие области мозга участвуют в оценке себя и других, известно очень мало.

Чтобы это выяснить, английские ученые провели серию поведенческих экспериментов, предложив участникам «поиграть». Две игры, двадцать четыре предмета, оценка их формы и цвета, оценка затрачиваемого времени, два игрока выполняют одну и ту же задачу в одно и то же время. После каждого испытания участники получали обратную связь по их собственной эффективности и эффективности других игроков, а также сообщали свое мнение. Исследователи также оценивали, как ожидания участников влияют на условия совместной и конкурентной деятельности.

В совместной деятельности испытуемые оценивали себя более позитивно, когда участники их команды хорошо проявляли себя в игре, и более негативно, когда другие игроки оказывались малоэффективными. А в условиях конкуренции субъекты оценивали себя более негативно при взаимодействии с более успешными игроками, то есть, их самооценка снижалась.

Данные, которые получили ученые, исследуя поведенческие факторы в работе команды, вполне согласуются с тем, как люди обычно ведут себя на рабочем месте. Они чувствуют себя хуже или лучше, в зависимости от того, насколько хорошо работает их коллектив, и их самооценка может снижаться, если они взаимодействуют с более сильным и уверенным в себе конкурентом.

С помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) ученые также выяснили, что за отношение к себе и другим в человеческом мозге отвечают две различные области. Визуализация показала, что уровень активности в передней части поясной извилины коры мозга зависит от того, насколько хорошо испытуемые выполняли задания. Эта зона управляет вниманием, отвечает за оценку поведения человека, самооценку, оценку действий других людей, чувство удовлетворения от проделанной работы и удовлетворение от поощрения за нее. Дорсомедиальная лобная область была активна в моменты наблюдения за действиями других игроков, таким образом, человек сопоставлял эту информацию с собственной деятельностью и оценивал свои способности, сравнивая себя с другими.

Умение давать объективную оценку своим и чужим действиям - ключевая особенность психоэволюции человека. Раньше эта способность имела жизненно-важное значение («атаковать-отступить»), сейчас же она способствует правильному социальному взаимодействию и правильной самооценке. Как известно, люди со сниженной самооценкой часто страдают от стрессов и депрессий, чувствуя себя беспомощными перед повседневными задачами или более сильным конкурентом. Исследования, подобные этому, помогают понять, как помочь таким людям повысить самооценку, снизить уровень тревожности и научиться взаимодействовать с любыми социальными группами.

Источник: Medicalnewstoday.com

психология,  поведение,  социализация,  самооценка,  социальное взаимодействие

Добавлено: 04 августа 2016 г., 21:50
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru

Комментарии

  • Комментарий удален
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
Если поставлен онкологический диагноз. Вопросы врачу

Первый визит к онкологу испытание довольно тяжелое. Растерянность и страх мешают сосредоточиться, слишком много «если», незнакомых слов и терминов, которые никак не желают складываться в общую картину. Мы рекомендуем вам составить список своих вопросов врачу перед приемом, а все, что он скажет, подробно записать. Подробнее

Рак молочной железы. Как понять и принять диагноз?

Известие об онкологическом диагнозе бьет наотмашь, сбивает с ног. Человек испытывает эмоции, сравнимые с шоком, вызванным сообщением о серьезной болезни близкого. Только в этот раз он растерян и напуган «за себя», а не «за того парня». Говорят, что существуют техники и способы, которые помогают как бы зафиксировать момент и в подобной стрессовой ситуации держать удар, не паниковать. Все это, конечно, ерунда и неправда. Любой прошедший подтвердит. Момент как раз такой - неожиданный и тяжелый, как кирпич, который падает на голову с большой высоты. Подготовиться невозможно. Но – что, простите, с кирпичом, что с онкодиагнозом - ты можешь работать с последствиями. Это важно понять и максимально быстро отпустить историю «все, скоро умру» и включить историю «буду бороться и выживу». Эксперты издания Medicalnewstoday.com поговорили с онкологами и специалистами по реабилитации о том, как понять и принять онкологический диагноз, в том числе диагноз рак молочной железы. Как не сдаться в самом начале пути, как правильно этот путь пройти и победить – сначала страхи, а затем и (верим) саму болезнь. Подробнее

Рак молочной железы. Что узнали о нем в 2017 году? Часть 1

Изучение биологии рака молочной железы, принципов его распространения и эффективности лекарств - процесс постоянный. В Европе и США над этим работают целые команды исследователей, у нас достаточно серьезных успехов добились ученые из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. Каждый месяц исследователи сообщают об очередном «прорыве» и можно говорить, что рак молочной железы – одна из самых прогрессивных областей изучения рака. И это хорошо, поскольку РМЖ занимает первое место среди онкологических диагнозов у женщин, да и в целом считается одним из самых распространенных онкозаболеваний в мире. Что ученым удалось узнать за 2017 год? Подробнее

Жидкая биопсия

Жидкая биопсия (liquid biopsy) – сравнительно новый, минимально инвазивный диагностический метод, основанный на выявлении и анализе молекулярных биомаркеров крови и других биологических жидкостей организма. Считается, что эта методика имеет большой потенциал для понимания природы опухолей и лечения онкологических заболеваний, по сравнению с традиционной биопсией (ткани). Подробнее

7 преимуществ дошкольного образования по методике Монтессори

Только вы, как родитель, можете знать какое дошкольное образование подходит вашему ребенку. Однако прежде чем отдать предпочтение традиционному, изучите все возможности, например, узнайте подробнее о методике Монтессори. Ее эффективность доказана многочисленными исследованиями. Вот 7 преимуществ дошкольного образования по методике Монтессори. Подробнее

наверх