Главная Статьи и новостиПсихологияУчимся разговаривать со своим ребенком

Учимся разговаривать со своим ребенком

18 декабря 2009 г. |
В ожидании ребенка вы стараетесь думать лишь о приятных моментах ближайшего будущего: нежной заботе о малыше, радости от его первых успехов, более тесной связи с супругом. И вряд ли заранее штудируете педагогическую литературу, 702f81a5.jpgчтобы хорошенько подготовиться к неоднозначным моментам воспитания. Застигнутая врасплох непослушанием или непрерывными протестами ребенка, мама недоумевает, что с ним происходит? Вроде бы, посвящает ему достаточно времени: читает, они вместе рисуют, лепят из пластилина, конструируют, посещают развивающие занятия в детском центре, ходят в кукольный театр… В общем, все свободное время отдано ребенку, почему же трудности? Так и хочется сказать в моменты (уж простите, но это правда) раздражения: «горе ты мое луковое» или что-нибудь «поизысканнее». И ведь говорим, говорим, не задумываясь, какую смысловую нагрузку несут наши слова, какие мысли и чувства эти слова вызывают у ребенка. Так формируется картина мира у малыша, утверждаются стереотипы семейных отношений. Да и так ли давно сами взрослые слышали от своих родителей подобные слова? Мамы и папы, также взрослевшие в компании родительских стереотипов, живут с ними долгие годы, не в силах их побороть и даже, порой, не осознавая их. Вот и переносят на собственных детей нерешенные проблемы.

Встретить психологически свободного человека, наверно, невозможно. Гораздо более важной в данной ситуации будет психологическая мобильность родителей, то есть готовность к внутренним переменам, отказ от негативных «настроек», полученных в раннем детстве. Ребенок, увидев ваши внутренние позитивные душевные движения, сможет взять с вас

Чтобы правильно воспитывать ребенка, нужно, прежде всего, разобраться в себе и отказаться от своих негативных настроек

положительный пример, научившись (пусть не сразу) адекватно относиться к сказанному и сделанному. Какие же фразы наиболее вредны для ребенка? Вот вам несколько примеров.

Мама решила посвятить пятнадцать минут занятиям по книге с развивающими тестами. С удовольствием выполнив несколько заданий, малыш начинает задумываться, зевать, посматривать по сторонам – он явно устал. Что нужно сделать? Конечно, отложить книжку до следующего раза. Но мама медлит, стремясь все-таки завершить невыполненное задание и услышать правильный ответ на него. Мальчик упрямо молчит. А оказавшийся поблизости папа комментирует ситуацию, стараясь стимулировать дальнейший мыслительный процесс у ребенка: «Да он не знает ничего, он только вертеться умеет»! «Не правда, знаю!» - кричит в ответ малыш, надувая губки и продолжая отмалчиваться. Откладываем тесты в сторону и задумываемся. Первая ошибка: насильно научить ничему не возможно, уставший ребенок не сможет полноценно воспринимать информацию. Почувствовав его рассеянность, дайте малышу возможность отдохнуть. Ошибка вторая и главная: никогда не унижайте ребенка словами «неумеха», «растяпа», «лентяй» и подобными им. c0282d70.jpgОскорбления понижают самооценку, делают ребенка неуверенным и зависимым. Подумайте о том, что в какой-то момент малыш поверит в этот навязанный вами «образ» и будет изо всех сил стремиться ему соответствовать. Привить любовь к учебе насильно невозможно. Если вы пошли с ребенком, к примеру, на курсы английского языка, а ему там не понравилось, не надо упрекать и настаивать. Лучше заинтересовать. Рассказать, какие возможности открываются, когда знаешь английский или другой иностранный язык, сколько можно стран посмотреть, сколько друзей приобрести...

Маленькая девочка – ученица младших классов – возвращается из школы домой. Ее встречает отец, который незамедлительно принимается за проверку дневника. Обнаружив «четверку» за диктант, спрашивает, какие отметки у одноклассников. Узнав, что Оля Иванова за ту же работу получила «отлично», ставит ее в пример собственной дочери: «Стремись к лучшему результату, ведь Оля смогла выполнить работу на «пять», значит, можешь и ты». Или: «Старайся учиться лучше, тогда ты сможешь многого добиться в жизни», «вот если бы я в свое время хорошо учился, то сегодня был бы ведущим инженером» (капитаном корабля, министром, президентом мира, – прим. ред.). Ошибка первая: не стремитесь компенсировать свои жизненные неудачи за счет ребенка. Достижения и неудачи малыша – только его собственные, это часть его личности. Не навязывайте свои стереотипы и жизненные ориентиры, ведь вам не хотелось бы осознавать, что вы лишаете ребенка свободы выбора, а вместе с тем и личной жизни как таковой. Ошибка вторая: не ставьте ребенку невыполнимых жизненных задач. Он в определенный момент может ощутить, что не соответствует вашим ожиданиям, не дотягивает до той высокой планки, которую вы ему поставили. Комплекс неполноценности у малыша - вполне закономерный результат подобной модели отношений в семье. Кроме того, такие установки формируют у маленького человечка чувство неудовлетворенности собой (своим внешним видом, характером, способностями). Ребенок становится излишне самокритичным. У взрослых это может выражаться в постоянном проявлении чувства вины. «Нина Сергеевна, зайдите, пожалуйста, в кабинет начальника, вас вызывают». И Нина Сергеевна начинает судорожно соображать, какой недочет в работе она допустила, еще не зная истинной причины вызова.

Родители собрались в гости вместе с ребенком. Все уже готовы к выходу, только малыш замешкался: лямки на брюках не поддаются, молния на куртке застревает и совершенно не желает застегиваться. f2c3de10.jpgКаким будет первый порыв заботливой мамы? «Оставь, видишь, не получается, дай я сама сделаю». Ошибка: поступая таким образом, мы оказываем ребенку медвежью услугу. Подсознательно он получает такую установку: «не делай, не старайся». В самом деле, зачем утруждать себя, когда мама прилетит по первому свистку и застегнет упрямую молнию (завяжет шнурки, поможет написать сочинение, выберет подготовительные курсы в одиннадцатом классе. А позже, уже в самостоятельной жизни, взрослый сорокалетний детина, получив перед собой накрытый стол из сорока пяти блюд, скажет: «Ма-а-ам, ты еще забыла принести соевый соус к обеду»). Как поступить в такой ситуации? Выделите для сборов в гости не час, а полтора-два часа (зависит от того, сколько времени может потребоваться малышу). Предупредите ребенка заблаговременно, минут за 15 до выхода из дома, чтобы он начал одеваться. Это поможет сохранить хорошее настроение всей семье - в гости не опоздали, нервы в целости и сохранности.

Картина замечательной семейной прогулки: ребенок катается с горки, бегает по площадке, родители отдыхают на скамейке. Вот заигравшийся малыш споткнулся и упал, поранив колено и поцарапав кожу на ладошках. Заплакал. Родители спешат навстречу. Мама: «Ах, на ручке кровь, какой кошмар, что же делать. Скорее домой, перекись водорода, зеленка, пластырь - чтобы микробы не занести»! 0a4b86a3.jpgПапа: «Перестань реветь, ты же мужчина, должен молча справляться с болью». Ошибка первая: бурное выражение чувств мамы испугало ребенка больше, чем собственно событие. Старайтесь сохранять хладнокровие, ведь никакой катастрофы не произошло. Ребенок чувствует настроение взрослого. Сильная тревога матери создает у малыша ощущение, что с ним в самом деле что-то не в порядке. В следующий раз он будет паниковать из-за незначительной царапины или синяка. Вы должны личным примером показать, что все неприятности легко преодолимы. Ошибка вторая: насаждение ребенку морально устаревших стереотипов. Сколько раз приходилось слышать «девочка должна быть послушной (аккуратной, скромной, не пользоваться косметикой)», «обязанности мальчика - быть сильным, мужественным, не плакать». Ребенок растет в такой обстановке, когда он постоянно что-то кому-нибудь должен. Это неправильно. В старшем возрасте мальчик не сможет позволить себе выразить эмоции, накапливая стресс. Энергичная девочка, привыкшая к деловому и ответственному решению вопросов, в душе будет постоянно ощущать себя «не такой», ведь ее учили быть скромной и слушать, какое решение примут старшие.

В порыве праведного гнева мать сообщает ребенку: «ты плохой мальчик, раз поступаешь так» или «глаза бы мои тебя не видели». Пожалуй, это худший вариант. Ошибка первая: ребенок думает, что он нежеланный, что он помеха в планах родителей. 4ccb14d1.jpgОн стремится спрятаться, скрыться с глаз, чтобы лишний раз не раздражать своим видом. В старшем возрасте у таких детей могут проявиться суицидальные наклонности, они могут пристраститься к наркотикам, алкоголю. Они скорее будут протестовать открыто, добиваясь наказания за реальные плохие поступки, чем жить с постоянным чувством вины неизвестно за что. Немедленно исправьте ситуацию - ребенок желанный, любимый, самый дорогой на свете. И он должен знать это в каждый момент времени. Ошибка вторая: поучая ребенка, вы оцениваете его лично. Это травмирует самолюбие и ведет к неуверенности и зависимости. Ваша задача - дать оценку поступку, отделив его от личности малыша и объяснив его нежелательность в целом.

Советы и правила воспитания, составленные специалистами, несомненно, являются хорошим подспорьем родителям. Ведь часто какие-то моменты не будут очевидны для вас, а интуиция не подскажет правильного пути. Самое время обратиться к психологу или почитать полезную педагогическую статью. Но в основе успешного внутрисемейного процесса, все же, должен быть самоанализ. Попробуйте разобраться в проблемах собственной личности, по крайней мере, ответьте честно себе, где именно ваши слабые места. Признав внутреннюю проблему, вы сможете избавиться от внутреннего напряжения, дискомфорта. И воспитание ребенка покажется вам не столь обременительным занятием. Причем, велика вероятность, что воспитание перерастет в сотрудничество - глубокое и долгосрочное.

психология,  дети,  разговоры с ребенком,  личность,  стереотипы родителей,  психологическая свобода ребенка,  личное пространство,  гиперзабота,  самолюбие

Добавлено: 18 декабря 2009 г., 02:00
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
Алкоголь и рак молочной железы. ASCO сообщило о своей позиции

Исследования показывают, что при употреблении алкогольных напитков уровень гормонов, связанных с развитием рака молочной железы (эстрогена и других), может повышаться. Алкоголь также может увеличивать риск РМЖ, повреждая ДНК в здоровых клетках. По сравнению с женщинами, которые вообще отказались от спиртного, у женщин, употребляющих алкоголь не менее трех раз в неделю, риск гормон-рецептор положительного РМЖ может повышаться до 15%. Еще на 10% этот риск возрастает, если женщина употребляет алкоголь каждый день и не менее трех порций в день. У девочек-подростков (9-15 лет), которые выпивают не реже 3-5 раз в неделю (бывает и такое, к сожалению), риск развития доброкачественных опухолей молочных желез может повышаться в три раза, по сравнению с теми, кто этого не делает. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Американское общество клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO) выпустило позиционный документ о взаимосвязи алкоголя и рака. Это первый случай, когда ASCO занимает вполне определенную позицию по рискам развития РМЖ, связанным с употреблением алкоголя. Подробнее

Как говорить с детьми о раке молочной железы и его последствиях

Рак молочной железы у американки Бонни Аннис диагностировали в 2014 году. Инвазивная протоковая карцинома 2b с метастазами в лимфатические узлы не оставляла выбора – грудь пришлось удалить, а затем – пройти трудное, изматывающее лечение. Сегодня все хорошо, Бонни – фотограф, писатель, блоггер, жена, мать и бабушка – продолжает жить полной жизнью. Правда, одна недавняя история немного выбила ее из колеи – внучка спросила, почему у нее нет груди – но Бонни справилась. Сегодня она рассказывает, как правильно сообщить ребенку, что рак – это еще не конец, что во многих случаях его можно вылечить, а с физиологическими последствиями болезни можно жить и не обращать на них внимание. Подробнее

Рак молочной железы ранней стадии. После лечения. Какие обследования необходимы и как часто

После успешного лечения рака молочной железы ранней стадии женщине необходимо контролировать состояние своего здоровья: проходить маммографию и клиническое обследование молочных желез (осмотр у маммолога). Первое нужно делать один раз в год, второе – один раз в полгода. Если (внимание!) никаких симптомов возвращения рака не наблюдается, проведение дополнительных обследований (ПЭТ/КТ, сканирование костей), дорогостоящие анализы на онкомаркеры, не нужны. Слишком велик риск ложноположительных результатов и, как следствие, риск ошибочного диагноза и ненужного лечения. Предлагаем вам ознакомиться с соответствующими рекомендациями Американского общества клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO). Подробнее

«Эффект Анджелины» - новая реальность

В 2013 году звезда американского кино Анджелина Джоли публично рассказала о том, что ей была проведена профилактическая мастэктомия – удаление молочных желез в связи с генетическим риском развития рака груди (наличием в ее организме мутации гена BRCA1: “My Medical Choice”). Мама и тетя актрисы скончались от этого заболевания. Спустя 4 года разговоры о том, к чему привел каминг-аут Джоли, не утихают. Некоторые диванные аналитики до сих пор считают ее поступок спекуляцией на серьезной и болезненной теме, пиар-ходом. Однако статистика говорит совсем о другом. Актрисе удалось привлечь внимание женщин во всем мире к одной из самых сложных тем в РМЖ-сфере – наследственному риску развития заболевания. Благодаря этой информации, многие женщины поняли, что обязательно нужно знать свою семейную историю, знать о наследственных заболеваниях женской сферы, вовремя обращаться к врачу, проходить скрининги и принимать профилактические меры. Подробнее

Выявлены 72 генетические мутации, связанные с повышенным риском развития рака молочной железы

По статистике, в 5-10% случаев рак молочной железы обусловлен наследственными факторами, то есть вызван аномалией генов, переданных родителями. В основном это мутации генов BRCA1/BRCA2. С ними связан наиболее высокий риск развития заболевания. Ученым известно, что у женщин, чей генетический анализ показал наличие этих мутаций, риск развития РМЖ в течение жизни может повышаться до 80%. За последние годы исследователи выявили еще целый ряд мутаций, связанных с РМЖ, включая мутации в генах PALB2, TP53, PTEN и BRIP1. И вот новые данные: плюс 72 пункта к этому списку. Подробнее

наверх