Главная Статьи и новостиПсихологияРодительский контроль и доминирование

Родительский контроль и доминирование

24 октября 2011 г. |
6074057e_big.jpgМногие родители считают, что лучший способ воспитания детей - это контроль. Но наше желание связать детей по рукам и ногам, заставить принимать «наши» решения делает детей внешне направленными, такими же, как и мы – забывающими обращать внимание на свой внутренний мир, осознавать себя, понимать, кто они.

Вот некоторые категории контроля и власти родителей:

«Как ты мог!» (В этом типе доминирования используются такие скрытые тактики, как вина, мучение, и стыд, которые передают смысл условной любви и одобрения к детям.)

«Дорогой, если бы ты действительно любил меня, ты мог бы стараться в школе» (Вина)

«Хорошо! Я приготовлю тебе школьный обед на завтра. В любом случае, я делаю все по дому, как будто я твой личный раб!» (Мучение)

«Что? Ты завалил контрольную по химии?! И это имея двух родителей-химиков?! Ты позор нашей семьи!» (Позор)

Подобные заявления сказываются на самостоятельности наших детей и программируют их делать выбор, основываясь на том, что будет радовать нас, а не на том, что, по их мнению, является правильным.

Кстати, сегодня постепенно начинает развиваться такое, еще мало известное родителям, понятие - перинатальная психология. Доказано, что, находясь еще в утробе, младенец уже способен чувствовать и воспринимать эмоции матери. Позитивное или негативное восприятие мира закладывается уже в период внутриутробного развития. Не зря же специалисты по беременности рекомендуют мамам думать только о хорошем и настраивать себя на позитив.

«Я сам(а) решу!» (или «папа (мама) знает лучше!») (Доминирование)

С помощью таких уловок родители пытаются показать детям, как думать, чувствовать и вести себя. Хотя сразу и невозможно избавиться от этих привычек, нам стоит приложить все усилия для того, чтобы их избежать.

Критика и недовольство

Это формы оценки, которые сигнализируют детям, что они находятся на неправильном пути к формированию самовосприятия. Они растут, полагая, что наша любовь имеет условия, и они должны предоставить нам, или другим право определять их действия и самооценку.

Суждения и оценка

Суждения и оценка - это наши собственные наблюдения и выводы, которые ставят наше мнение превыше мнения детей. Например:

«Курс органической химии – это кошмар!»

«Ты с рождения неуклюжий. Это не твоя ошибка…»


Подтверждения также могут быть формой оценки:

«Все в порядке, в школе я точно так же была одержима своей внешностью!»

Каждый раз, когда мы говорим что-то подобное, мы заставляем наших детей думать, что если они не похожи на нас, тогда с ними что-то не так, и они должны вернуться к истокам и переделать образ своего неправильного «я». Всякий раз, давая ребенку свою оценку, мы должны убедиться в том, что они понимают, что это мнения, а не указы, вырезанные на камне.

Выговор и нелогичное наказание

В то время как критика является предупреждением для наших детей, что они отклонились от курса, который мы им установили, выговор является признанием того, что они окончательно приехали не в то место. Такие фразы часто отражают наши негативные чувства, особенно гнев и разочарование:

«Как ты смеешь говорить со мной в таком тоне?!»

«Ты даже не выбросил мусор! Я не могу поверить, насколько ты ленивый!»


Нелогичное наказание усиливает этот негатив еще больше. Это выговор вместе с созданными родителями нелогичными последствиями. Избить ребенка за то, что он не сказал правду? Заставить 100 раз написать на листочке «Я буду слушаться своих родителей»? Отправить ребенка спать без ужина, потому что он не сделал домашнее задание? Такие наказания только вызовут злость детей и вряд ли повлияют на их плохое поведение. Дети обычно реагируют на выговор и наказание, потому что они боятся репрессий со стороны родителей, а не потому, что они понимают, что сделали неправильный поступок.

Указание мыслей

В то время как все предыдущие тактики косвенно трансформировали мыслительные процессы наших детей, указания начисто лишают их желания проявлять инициативу. Типичными примерами могут быть такие фразы:

«Ты должен гордиться собой за то, что получил такую высокую оценку!»

«Тебе должно быть стыдно! Твой брат является лидером в своей футбольной команде!»


Так «идеологически» обрабатывая наших детей, мы как бы прямо говорим им, что они должны делать. И со временем они перестают использовать свои мысли, чтобы решить, что думать и как чувствовать. Лучше скажите им:

«Молодец, ты хорошо поработал! Неудивительно, что тебе поставили такую оценку! Что ты чувствуешь?»

«Тебя еще не выпускают со скамейки запасных? Ну, я знаю, что ты приложил к этому много усилий. Что ты чувствуешь? Может быть, попробуешь в следующий раз показать, насколько ты уверен в себе и можешь заменить любого игрока?»

Как видите, такие примеры вдохновляют детей на использования своих навыков аргументации, на создание своей собственной оценки и решений, и такая формулировка никоим образом не заставляет их принять чужое мнение или суждение.

Сверхконтроль

Для того чтобы создать абсолютно неправильное «я» ребенка, мы часто используем методы давления, принуждения, физического наказания, ультиматумов и угроз.
Используя метод давления, мы управляем жизнью нашего ребенка:
«Не забудь свой рюкзак!» вместо «Ты ничего не забыл?»

«Ты должен надеть шлем, если поедешь кататься на велосипеде!», вместо «Ездить на велосипеде без шлема опасно», или «Надень куртку!» вместо «Сегодня обещали похолодание».

Несмотря на то, что намного легче будет просто сказать им, что делать, лучше предоставить им информацию, которая поможет им использовать собственные навыки рассуждения, которые помогут принять верное решение либо пострадать от логического последствия своего плохого выбора. У детей должен быть свой опыт принятия верных и неверных решений!

Физическое наказание также препятствует самостоятельной работе ребенка над собой. Одни родители считают, что порка повышает послушание ребенка, в то время как другие, нагруженные ежедневными проблемами, просто теряют контроль и, в запале, не видят другой альтернативы. Во-первых, это учит наших детей тому, что насилие является приемлемым решением для конфликтов. Во-вторых, физическое насилие показывает детям, что они – низшие существа, которых нужно угнетать и контролировать.

Угрозы и ультиматумы - мощные родительские инструменты контроля:

«Если ты немедленно не подойдешь сюда, будешь наказан на месяц!»

«Я предупреждаю тебя в последний раз! Если оценки в следующей четверти не будут лучше, никакого велосипеда!


Как и физическое наказание, такая тактика только запугивает детей. Они реагируют из-за страха, а не из-за причины. В процессе воспитания мы должны оставить детям личное пространство для собственных мыслей. Они должны придумать свои собственные мотивы для того, чтобы вести себя соответствующим образом.

Спасение

Эта тактика очень распространена в нашем обществе. Родители пытаются оградить детей от проблем, уладить их конфликты и спасти от последствий плохого выбора. Мы делаем это, потому что не хотим казаться плохими родителями и не можем видеть, как страдают наши дети. Но это позволяет детям избегать рассуждения, заставляет их скрываться позади ложной идентичности. Такие дети растут, полагая, что внутри себя они не найдут никаких правильных ответов, потому что им никогда не давали шанс заглянуть туда в первую очередь.

«Позволь мне показать тебе, каким ты должен быть»

Существует три внешних направления воспитания, которые принадлежат к этому типу доминирования: давление на детей, сравнение их с другими детьми и использование ярлыков и глобальных оценок.

1) Давление

Часто нас раздражает природная индивидуальность наших детей, в результате мы пытаемся сделать все, чтобы они были наравне с остальными. Мы настаиваем на том, чтобы они носили модную одежду и покупаем самые популярные игрушки. Вот несколько примеров, описывающих давление на ребенка с целью его соответствия обществу:

«Ты не можешь так выйти, ты будешь посмешищем!»

«Ты не можешь надеть полосатую футболку с клетчатыми брюками! Это два абсолютно разных принта! Пойди и переоденься!»


Нам нужно научиться принимать желание детей быть креативными, творческими и экспрессивными. В противном случае мы просто думаем и делаем выбор за них. Уничтожение индивидуальности заставляет их принимать все будущие решения под давлением ншего внешнего руководства и других влияний, которые сделали бы его соответствующим обществу.

2) Сравнение

Некоторые родители думают, что сравнение – это полезная тактика для того, чтобы оказать давление на ребенка и сделать его лучше.

«Почему ты не хочешь играть в футбольной команде, как другие дети?»

«Я слышала, твой одноклассник закончил эту четверть на отлично! Мне кажется, если он смог, то и ты сможешь!»


Эти сравнения только вызовут у ребенка чувство неполноценности. Сравнивая ребенка, родители показывают ему, что он вырос не таким, как они надеялись. В конце концов, у таких детей появляются проблемы с адекватной оценкой себя, они вынуждены полагаться на мнения других.

Намного полезнее сравнивать поведение ребенка с его прошлыми поступками, а не с людьми. Таким образом, детям легче понять, как они могут измениться.

3) Ярлыки и обобщения

Обе эти стратегии управления вынуждают наших детей думать о себе в тех условиях, которые мы для них выбрали. И не важно, правы мы, или нет. Дети считают нас взрослее и умнее, поэтому каждый раз попадаются на эту удочку. Вот несколько примеров:

«Милый, ты не можешь с этим справиться. Ты всегда читал медленно», или
«Ты – мозг нашей семьи!»


Такие замечания могут стать основой для будущих оправданий и отговорок. У таких детей будет искаженное представление о своей истинной сущности. Они должны выяснить, кто они есть, самостоятельно.

Несколько примеров обобщений:

«Ты всегда все теряешь! Ты бы даже голову потерял, если бы она плохо держалась!»

«Ты постоянно бездельничаешь!»

«У тебя никогда ничего не получается!»


Широкие обобщения обычно содержать слова «никогда» и «всегда». Они заставляют наших детей оставить все надежды об изменении нашей оценки, и им кажется, что эти признаки проникают в каждую их мысль и действие. По сути, это отпугивает их желание посмотреть на себя и понять, кто они на самом деле.

Все эти разрушительные привычки передавались из поколения в поколение и глубоко укоренились в нашем преобладающем стиле воспитания. Но если осознать их негативные последствия и научиться конструктивной альтернативе, довольно просто будет понять и устранить их из родительского поведения. Когда мы поймем - то, что мы говорим нашим детям и то, как мы себя ведем по отношению к ним, в результате либо даст им возможность вырасти думающими людьми, либо превратит их в марионеток - эти привычки исчезнут из модели воспитания, а это первый шаг в строительстве самого лучшего мира для наших детей.

психология,  дети,  родители,  воспитание,  ошибки,  давление,  как избежать,  контроль,  доминирование,  указания

Добавлено: 24 октября 2011 г., 22:17
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
Алкоголь и рак молочной железы. ASCO сообщило о своей позиции

Исследования показывают, что при употреблении алкогольных напитков уровень гормонов, связанных с развитием рака молочной железы (эстрогена и других), может повышаться. Алкоголь также может увеличивать риск РМЖ, повреждая ДНК в здоровых клетках. По сравнению с женщинами, которые вообще отказались от спиртного, у женщин, употребляющих алкоголь не менее трех раз в неделю, риск гормон-рецептор положительного РМЖ может повышаться до 15%. Еще на 10% этот риск возрастает, если женщина употребляет алкоголь каждый день и не менее трех порций в день. У девочек-подростков (9-15 лет), которые выпивают не реже 3-5 раз в неделю (бывает и такое, к сожалению), риск развития доброкачественных опухолей молочных желез может повышаться в три раза, по сравнению с теми, кто этого не делает. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Американское общество клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO) выпустило позиционный документ о взаимосвязи алкоголя и рака. Это первый случай, когда ASCO занимает вполне определенную позицию по рискам развития РМЖ, связанным с употреблением алкоголя. Подробнее

Как говорить с детьми о раке молочной железы и его последствиях

Рак молочной железы у американки Бонни Аннис диагностировали в 2014 году. Инвазивная протоковая карцинома 2b с метастазами в лимфатические узлы не оставляла выбора – грудь пришлось удалить, а затем – пройти трудное, изматывающее лечение. Сегодня все хорошо, Бонни – фотограф, писатель, блоггер, жена, мать и бабушка – продолжает жить полной жизнью. Правда, одна недавняя история немного выбила ее из колеи – внучка спросила, почему у нее нет груди – но Бонни справилась. Сегодня она рассказывает, как правильно сообщить ребенку, что рак – это еще не конец, что во многих случаях его можно вылечить, а с физиологическими последствиями болезни можно жить и не обращать на них внимание. Подробнее

Рак молочной железы ранней стадии. После лечения. Какие обследования необходимы и как часто

После успешного лечения рака молочной железы ранней стадии женщине необходимо контролировать состояние своего здоровья: проходить маммографию и клиническое обследование молочных желез (осмотр у маммолога). Первое нужно делать один раз в год, второе – один раз в полгода. Если (внимание!) никаких симптомов возвращения рака не наблюдается, проведение дополнительных обследований (ПЭТ/КТ, сканирование костей), дорогостоящие анализы на онкомаркеры, не нужны. Слишком велик риск ложноположительных результатов и, как следствие, риск ошибочного диагноза и ненужного лечения. Предлагаем вам ознакомиться с соответствующими рекомендациями Американского общества клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO). Подробнее

«Эффект Анджелины» - новая реальность

В 2013 году звезда американского кино Анджелина Джоли публично рассказала о том, что ей была проведена профилактическая мастэктомия – удаление молочных желез в связи с генетическим риском развития рака груди (наличием в ее организме мутации гена BRCA1: “My Medical Choice”). Мама и тетя актрисы скончались от этого заболевания. Спустя 4 года разговоры о том, к чему привел каминг-аут Джоли, не утихают. Некоторые диванные аналитики до сих пор считают ее поступок спекуляцией на серьезной и болезненной теме, пиар-ходом. Однако статистика говорит совсем о другом. Актрисе удалось привлечь внимание женщин во всем мире к одной из самых сложных тем в РМЖ-сфере – наследственному риску развития заболевания. Благодаря этой информации, многие женщины поняли, что обязательно нужно знать свою семейную историю, знать о наследственных заболеваниях женской сферы, вовремя обращаться к врачу, проходить скрининги и принимать профилактические меры. Подробнее

Выявлены 72 генетические мутации, связанные с повышенным риском развития рака молочной железы

По статистике, в 5-10% случаев рак молочной железы обусловлен наследственными факторами, то есть вызван аномалией генов, переданных родителями. В основном это мутации генов BRCA1/BRCA2. С ними связан наиболее высокий риск развития заболевания. Ученым известно, что у женщин, чей генетический анализ показал наличие этих мутаций, риск развития РМЖ в течение жизни может повышаться до 80%. За последние годы исследователи выявили еще целый ряд мутаций, связанных с РМЖ, включая мутации в генах PALB2, TP53, PTEN и BRIP1. И вот новые данные: плюс 72 пункта к этому списку. Подробнее

наверх