Главная Статьи и новостиПсихологияРазвивать – значит предоставлять выбор!

Развивать – значит предоставлять выбор!

15 декабря 2009 г. |
В наше время сложно найти родителей, которые ограничены в выборе развивающих игр для своего малыша. Созданы целые теории, разработаны и внедрены в практику многочисленные методики, призванные «сделать» вашего ребенка уникальным (музыкантом, спортсменом, ученым, художником). Конечно, немаловажными являются в данном случае и амбиции родителей9c1347a2.jpg, которые, возможно еще до рождения малыша, определили, что «мальчик непременно должен поступить в МГИМО на международно-правовой факультет и стать известным всему миру юристом». Начинаются судорожные поиски групп развивающих занятий с детьми, переговоры с мамами на совместных прогулках, советы на форумах и в кабинетах у психолога. Ребенок, фактически ставший заложником родительских комплексов, живет под гнетом постоянного долженствования, обязанности «соответствовать», огорчается и переживает, когда чувствует, что не дотягивает до предложенной ему самыми близкими людьми планки. В подобных условиях и формируется комплекс неполноценности и чувство вины. Но это худший вариант, и каждому из нас хотелось бы его избежать.

Давайте попробуем отказаться от наших родительских заморочек с самореализацией и предоставим ребенку свободу выбора. Выбора своего жизненного пути, интересов, увлечений. Наша задача будет сведена просто к необходимому минимуму: предоставить малышу условия для полноценного развития.

Родители, откажитесь от ваших амбиций и предоставьте ребенку свободу выбора!



В младшем возрасте на полноценное и веселое (!) развитие детей благотворно влияет движение. Именно возможность неограниченно двигаться позволяет крохе познавать окружающий его мир. Ограничьте время использования скучного манежа, повесьте качели, если вы на даче - повесьте качели садовые, установите в детской комнате горку, лабиринт или шведскую стенку (если, конечно, позволяют габариты квартиры, но всегда можно что-то придумать). Кстати, шведская стенка, по мнению детских психологов, - непременный атрибут детской, она стимулирует не просто развитие его физических данных (силы, выносливости, гибкости), но и умственных способностей, и уверенности. Играйте с ребенком в подвижные игры на улице, а уже подросших детей запишите в спортивную секцию.

Вот история, рассказанная психологом. На приеме молодая мама с ребенком. Она с гордостью сообщает, что умеет ее сын к двум с половиной годам: знает марки всех машин и легко определяет их на улице, рассказывает огромные отрывки из «Доктора Айболита» и «Сказки о царе Салтане». Мама поясняет: она прочитала в специальной книге об особенностях детского развития в раннем возрасте, что до 3-4 лет ребенок самопроизвольно воспринимает и запоминает информацию, без дополнительного стимула. «Значит надо в этот промежуток времени вложить в него как можно больше сведений: читать энциклопедии, заниматься развивающими тестами, объяснять и объяснять!» a5355c9e.jpgЧто ответит на это психолог? Во-первых, не перегружать малыша, даже если, простите, очень хочется. Чрезмерно занятый в раннем возрасте, мозг ребенка может оказаться неспособным к восприятию информации в последующие годы, например, в школе. Родители сильно удивятся, когда чадо взбунтуется и задачам по математике предпочтет футбол во дворе или гитару. Во-вторых, - пересказывание на память отрывков из художественных произведений может означать хорошую память, но никак не тренированную устную речь. Попросите малыша описать помещение, в котором он находится, улицу за окном, рыбок, плавающих в аквариуме и т. д. Вы с удивлением обнаружите, что формулировка предложений дается ему сложно, ребенок с трудом подбирает нужные слова, чтобы выразить мысль.

Развитая и грамматически правильная устная речь может стать хорошим подспорьем в успешном получении навыков чтения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделить этому значительное внимание. Пока ребенок совсем маленький, можно заниматься развитием мелкой моторики пальчиков. Простые движения рук стимулируют активность речевых центров в головном мозге, развивают артикуляцию, а впоследствии и речь ребенка. Поэтому играйте с ним в «Ладушки», «Сороку-Белобоку» и другие пальчиковые игры.

В старшем возрасте можно также учиться пересказывать различные тексты. В их роли могут выступать и бытовые сообщения, используемые при каждодневном общении, и художественные произведения и отрывки из них. Задача родителя - проследить, насколько связно и грамматически точно ребенок выстраивает предложения. При необходимости можно помочь ему вопросом - прямым или наводящим. Полезным для развития речи может быть придумывание рифм, причем необязательно выделять для этого занятия специальное время, можно фантазировать, прогуливаясь по парку. Загадайте малышу загадку: особенной популярностью пользуются те из них, в которых искомое слово должно быть зарифмовано. Вспоминайте всевозможные пословицы и поговорки. Поиграйте в съедобное и несъедобное, бросая мяч, назовите все известные вам слова, начинающиеся на определенную букву алфавита (или уменьшительно-ласкательные варианты слов).

Развитию мелкой моторики, формированию пространственного мышления и тренировке воображения способствуют занятия конструированием. Конструкторы могут отличаться материалом, из которых они изготовлены (пластмасса, дерево, металл, текстиль), размером деталей и сложностью сборки. Как правило, начинают с кубиков и пирамидок. Детей постарше привлекают конструкторы, имеющие в каждой детали выступы и пазы, с помощью которых происходит соединение. Это пространственные конструкторы Lego, Малыш, Clics и другие. В некоторых конструкторах собраны детали для изготовления какого-либо одной игрушки (самосвала, автобуса), некоторые содержат гораздо большее количество деталей и не ограничивают детское воображение. Обратите внимание также и на паззлы, сначала на небольшие, но состоящие из крупных кусков и хорошо оформленные в виде сказок, затем, когда ребенок станет постарше, на экземпляры посложнее – со сложным сюжетом и большим количеством деталей.

Хорошо развивают пальчики шнуровка, нанизывание на нитку бусин и пуговиц, лепка из пластилина. Для совсем маленьких деток подойдет пластилин, изготовленный на растительной основе - по сравнению со стандартным пластилином на минеральной основе, он имеет гораздо больший объем, легко лепится и не прилипает к рукам. Можно не просто лепить пластилиновых мишек и рыбок, а создавать целые картины. Для этого возьмите лист плотной бумаги и придумайте сюжет. Если это будет солнышко, то желтый пластилиновый кружочек можно прилепить в центре листа, а лучи его «размазывать» пальцем от центра к краям.

Эффективной тренировкой мелкой моторики является рисование, причем рисование и карандашами, и кисточкой, и пальчиками. Для самых маленьких продаются «съедобные» краски: они не содержат токсичных веществ, легко смываются с одежды и мебели и обладают достаточно густой консистенцией, чтобы не испачкать все вокруг, пока маленький художник донесет пальчик до листа 5289ec5f.jpgбумаги. Что делать, если в качестве холста ребенок предпочитает… стену? Запрещать? Не стоит. Давно известно, что дети, которых ругали за рисование на обоях, начинают активно проявлять свои изобразительные способности, изрисовывая стены домов, а это, согласитесь, гораздо неприятнее. Возьмите рулон старых обоев и отрежьте от них лист необходимой длины, желательно такой, чтобы у малыша была возможность создать любую панорамную картину. После использования по назначению этого куска к стене можно прикрепить новый и продолжать «наблюдения» :).

Замечательным материалом для разного рода развивающих игр являются карточки. Это могут быть карточки лото с изображением различных предметов домашнего обихода, животных, птиц, насекомых, транспорта. Задания заключаются в сортировке и отборе лишнего материала. Детям младшего возраста можно предложить разложить карточки по цветам или формам изображенных на них предметов, убрать лишнюю карточку. По мере взросления ребенка задание можно усложнять: не только среди домашних животных найти дикое, но и выделить самое быстрое, самое тяжелое или самое маленькое. Отлично развивает память и логическое мышление также детское домино, обычно дети играют в него с большим интересом, особенно, если в процесс вовлечены несколько участников (детей или взрослых).

Развивающих игр и занятий великое множество. Что будет наиболее актуальным для вашего малыша - решать вам, дорогие мамы и папы! Только, пожалуйста, не надо его никуда «поступать»!

психология,  развитие ребенка,  развитие моторики,  двигательная активность,  сказки,  тексты,  грамотная речь,  лепка,  рисование,  конструктор,  паззлы,  карточки,  лото,  домино

Добавлено: 15 декабря 2009 г., 23:43
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
Алкоголь и рак молочной железы. ASCO сообщило о своей позиции

Исследования показывают, что при употреблении алкогольных напитков уровень гормонов, связанных с развитием рака молочной железы (эстрогена и других), может повышаться. Алкоголь также может увеличивать риск РМЖ, повреждая ДНК в здоровых клетках. По сравнению с женщинами, которые вообще отказались от спиртного, у женщин, употребляющих алкоголь не менее трех раз в неделю, риск гормон-рецептор положительного РМЖ может повышаться до 15%. Еще на 10% этот риск возрастает, если женщина употребляет алкоголь каждый день и не менее трех порций в день. У девочек-подростков (9-15 лет), которые выпивают не реже 3-5 раз в неделю (бывает и такое, к сожалению), риск развития доброкачественных опухолей молочных желез может повышаться в три раза, по сравнению с теми, кто этого не делает. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Американское общество клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO) выпустило позиционный документ о взаимосвязи алкоголя и рака. Это первый случай, когда ASCO занимает вполне определенную позицию по рискам развития РМЖ, связанным с употреблением алкоголя. Подробнее

Как говорить с детьми о раке молочной железы и его последствиях

Рак молочной железы у американки Бонни Аннис диагностировали в 2014 году. Инвазивная протоковая карцинома 2b с метастазами в лимфатические узлы не оставляла выбора – грудь пришлось удалить, а затем – пройти трудное, изматывающее лечение. Сегодня все хорошо, Бонни – фотограф, писатель, блоггер, жена, мать и бабушка – продолжает жить полной жизнью. Правда, одна недавняя история немного выбила ее из колеи – внучка спросила, почему у нее нет груди – но Бонни справилась. Сегодня она рассказывает, как правильно сообщить ребенку, что рак – это еще не конец, что во многих случаях его можно вылечить, а с физиологическими последствиями болезни можно жить и не обращать на них внимание. Подробнее

Рак молочной железы ранней стадии. После лечения. Какие обследования необходимы и как часто

После успешного лечения рака молочной железы ранней стадии женщине необходимо контролировать состояние своего здоровья: проходить маммографию и клиническое обследование молочных желез (осмотр у маммолога). Первое нужно делать один раз в год, второе – один раз в полгода. Если (внимание!) никаких симптомов возвращения рака не наблюдается, проведение дополнительных обследований (ПЭТ/КТ, сканирование костей), дорогостоящие анализы на онкомаркеры, не нужны. Слишком велик риск ложноположительных результатов и, как следствие, риск ошибочного диагноза и ненужного лечения. Предлагаем вам ознакомиться с соответствующими рекомендациями Американского общества клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO). Подробнее

«Эффект Анджелины» - новая реальность

В 2013 году звезда американского кино Анджелина Джоли публично рассказала о том, что ей была проведена профилактическая мастэктомия – удаление молочных желез в связи с генетическим риском развития рака груди (наличием в ее организме мутации гена BRCA1: “My Medical Choice”). Мама и тетя актрисы скончались от этого заболевания. Спустя 4 года разговоры о том, к чему привел каминг-аут Джоли, не утихают. Некоторые диванные аналитики до сих пор считают ее поступок спекуляцией на серьезной и болезненной теме, пиар-ходом. Однако статистика говорит совсем о другом. Актрисе удалось привлечь внимание женщин во всем мире к одной из самых сложных тем в РМЖ-сфере – наследственному риску развития заболевания. Благодаря этой информации, многие женщины поняли, что обязательно нужно знать свою семейную историю, знать о наследственных заболеваниях женской сферы, вовремя обращаться к врачу, проходить скрининги и принимать профилактические меры. Подробнее

Выявлены 72 генетические мутации, связанные с повышенным риском развития рака молочной железы

По статистике, в 5-10% случаев рак молочной железы обусловлен наследственными факторами, то есть вызван аномалией генов, переданных родителями. В основном это мутации генов BRCA1/BRCA2. С ними связан наиболее высокий риск развития заболевания. Ученым известно, что у женщин, чей генетический анализ показал наличие этих мутаций, риск развития РМЖ в течение жизни может повышаться до 80%. За последние годы исследователи выявили еще целый ряд мутаций, связанных с РМЖ, включая мутации в генах PALB2, TP53, PTEN и BRIP1. И вот новые данные: плюс 72 пункта к этому списку. Подробнее

наверх