Главная Статьи и новостиПсихологияРазвивать – значит предоставлять выбор!

Развивать – значит предоставлять выбор!

15 декабря 2009 г. |
В наше время сложно найти родителей, которые ограничены в выборе развивающих игр для своего малыша. Созданы целые теории, разработаны и внедрены в практику многочисленные методики, призванные «сделать» вашего ребенка уникальным (музыкантом, спортсменом, ученым, художником). Конечно, немаловажными являются в данном случае и амбиции родителей9c1347a2.jpg, которые, возможно еще до рождения малыша, определили, что «мальчик непременно должен поступить в МГИМО на международно-правовой факультет и стать известным всему миру юристом». Начинаются судорожные поиски групп развивающих занятий с детьми, переговоры с мамами на совместных прогулках, советы на форумах и в кабинетах у психолога. Ребенок, фактически ставший заложником родительских комплексов, живет под гнетом постоянного долженствования, обязанности «соответствовать», огорчается и переживает, когда чувствует, что не дотягивает до предложенной ему самыми близкими людьми планки. В подобных условиях и формируется комплекс неполноценности и чувство вины. Но это худший вариант, и каждому из нас хотелось бы его избежать.

Давайте попробуем отказаться от наших родительских заморочек с самореализацией и предоставим ребенку свободу выбора. Выбора своего жизненного пути, интересов, увлечений. Наша задача будет сведена просто к необходимому минимуму: предоставить малышу условия для полноценного развития.

Родители, откажитесь от ваших амбиций и предоставьте ребенку свободу выбора!



В младшем возрасте на полноценное и веселое (!) развитие детей благотворно влияет движение. Именно возможность неограниченно двигаться позволяет крохе познавать окружающий его мир. Ограничьте время использования скучного манежа, повесьте качели, если вы на даче - повесьте качели садовые, установите в детской комнате горку, лабиринт или шведскую стенку (если, конечно, позволяют габариты квартиры, но всегда можно что-то придумать). Кстати, шведская стенка, по мнению детских психологов, - непременный атрибут детской, она стимулирует не просто развитие его физических данных (силы, выносливости, гибкости), но и умственных способностей, и уверенности. Играйте с ребенком в подвижные игры на улице, а уже подросших детей запишите в спортивную секцию.

Вот история, рассказанная психологом. На приеме молодая мама с ребенком. Она с гордостью сообщает, что умеет ее сын к двум с половиной годам: знает марки всех машин и легко определяет их на улице, рассказывает огромные отрывки из «Доктора Айболита» и «Сказки о царе Салтане». Мама поясняет: она прочитала в специальной книге об особенностях детского развития в раннем возрасте, что до 3-4 лет ребенок самопроизвольно воспринимает и запоминает информацию, без дополнительного стимула. «Значит надо в этот промежуток времени вложить в него как можно больше сведений: читать энциклопедии, заниматься развивающими тестами, объяснять и объяснять!» a5355c9e.jpgЧто ответит на это психолог? Во-первых, не перегружать малыша, даже если, простите, очень хочется. Чрезмерно занятый в раннем возрасте, мозг ребенка может оказаться неспособным к восприятию информации в последующие годы, например, в школе. Родители сильно удивятся, когда чадо взбунтуется и задачам по математике предпочтет футбол во дворе или гитару. Во-вторых, - пересказывание на память отрывков из художественных произведений может означать хорошую память, но никак не тренированную устную речь. Попросите малыша описать помещение, в котором он находится, улицу за окном, рыбок, плавающих в аквариуме и т. д. Вы с удивлением обнаружите, что формулировка предложений дается ему сложно, ребенок с трудом подбирает нужные слова, чтобы выразить мысль.

Развитая и грамматически правильная устная речь может стать хорошим подспорьем в успешном получении навыков чтения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделить этому значительное внимание. Пока ребенок совсем маленький, можно заниматься развитием мелкой моторики пальчиков. Простые движения рук стимулируют активность речевых центров в головном мозге, развивают артикуляцию, а впоследствии и речь ребенка. Поэтому играйте с ним в «Ладушки», «Сороку-Белобоку» и другие пальчиковые игры.

В старшем возрасте можно также учиться пересказывать различные тексты. В их роли могут выступать и бытовые сообщения, используемые при каждодневном общении, и художественные произведения и отрывки из них. Задача родителя - проследить, насколько связно и грамматически точно ребенок выстраивает предложения. При необходимости можно помочь ему вопросом - прямым или наводящим. Полезным для развития речи может быть придумывание рифм, причем необязательно выделять для этого занятия специальное время, можно фантазировать, прогуливаясь по парку. Загадайте малышу загадку: особенной популярностью пользуются те из них, в которых искомое слово должно быть зарифмовано. Вспоминайте всевозможные пословицы и поговорки. Поиграйте в съедобное и несъедобное, бросая мяч, назовите все известные вам слова, начинающиеся на определенную букву алфавита (или уменьшительно-ласкательные варианты слов).

Развитию мелкой моторики, формированию пространственного мышления и тренировке воображения способствуют занятия конструированием. Конструкторы могут отличаться материалом, из которых они изготовлены (пластмасса, дерево, металл, текстиль), размером деталей и сложностью сборки. Как правило, начинают с кубиков и пирамидок. Детей постарше привлекают конструкторы, имеющие в каждой детали выступы и пазы, с помощью которых происходит соединение. Это пространственные конструкторы Lego, Малыш, Clics и другие. В некоторых конструкторах собраны детали для изготовления какого-либо одной игрушки (самосвала, автобуса), некоторые содержат гораздо большее количество деталей и не ограничивают детское воображение. Обратите внимание также и на паззлы, сначала на небольшие, но состоящие из крупных кусков и хорошо оформленные в виде сказок, затем, когда ребенок станет постарше, на экземпляры посложнее – со сложным сюжетом и большим количеством деталей.

Хорошо развивают пальчики шнуровка, нанизывание на нитку бусин и пуговиц, лепка из пластилина. Для совсем маленьких деток подойдет пластилин, изготовленный на растительной основе - по сравнению со стандартным пластилином на минеральной основе, он имеет гораздо больший объем, легко лепится и не прилипает к рукам. Можно не просто лепить пластилиновых мишек и рыбок, а создавать целые картины. Для этого возьмите лист плотной бумаги и придумайте сюжет. Если это будет солнышко, то желтый пластилиновый кружочек можно прилепить в центре листа, а лучи его «размазывать» пальцем от центра к краям.

Эффективной тренировкой мелкой моторики является рисование, причем рисование и карандашами, и кисточкой, и пальчиками. Для самых маленьких продаются «съедобные» краски: они не содержат токсичных веществ, легко смываются с одежды и мебели и обладают достаточно густой консистенцией, чтобы не испачкать все вокруг, пока маленький художник донесет пальчик до листа 5289ec5f.jpgбумаги. Что делать, если в качестве холста ребенок предпочитает… стену? Запрещать? Не стоит. Давно известно, что дети, которых ругали за рисование на обоях, начинают активно проявлять свои изобразительные способности, изрисовывая стены домов, а это, согласитесь, гораздо неприятнее. Возьмите рулон старых обоев и отрежьте от них лист необходимой длины, желательно такой, чтобы у малыша была возможность создать любую панорамную картину. После использования по назначению этого куска к стене можно прикрепить новый и продолжать «наблюдения» :).

Замечательным материалом для разного рода развивающих игр являются карточки. Это могут быть карточки лото с изображением различных предметов домашнего обихода, животных, птиц, насекомых, транспорта. Задания заключаются в сортировке и отборе лишнего материала. Детям младшего возраста можно предложить разложить карточки по цветам или формам изображенных на них предметов, убрать лишнюю карточку. По мере взросления ребенка задание можно усложнять: не только среди домашних животных найти дикое, но и выделить самое быстрое, самое тяжелое или самое маленькое. Отлично развивает память и логическое мышление также детское домино, обычно дети играют в него с большим интересом, особенно, если в процесс вовлечены несколько участников (детей или взрослых).

Развивающих игр и занятий великое множество. Что будет наиболее актуальным для вашего малыша - решать вам, дорогие мамы и папы! Только, пожалуйста, не надо его никуда «поступать»!

психология,  развитие ребенка,  развитие моторики,  двигательная активность,  сказки,  тексты,  грамотная речь,  лепка,  рисование,  конструктор,  паззлы,  карточки,  лото,  домино

Добавлено: 15 декабря 2009 г., 23:43
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
«Химия» и жизнь. Как сохранить качество жизни при химиотерапии

Онкологи Михаил Ласков и Александр Аболмасов рассказывают о том, что происходит в организме во время курса химиотерапии, как справляться с побочными эффектами лечения, и отвечают на самые распространенные вопросы о химиотерапии. Подробнее

Если поставлен онкологический диагноз. Вопросы врачу

Первый визит к онкологу испытание довольно тяжелое. Растерянность и страх мешают сосредоточиться, слишком много «если», незнакомых слов и терминов, которые никак не желают складываться в общую картину. Мы рекомендуем вам составить список своих вопросов врачу перед приемом, а все, что он скажет, подробно записать. Подробнее

Рак молочной железы. Как понять и принять диагноз?

Известие об онкологическом диагнозе бьет наотмашь, сбивает с ног. Человек испытывает эмоции, сравнимые с шоком, вызванным сообщением о серьезной болезни близкого. Только в этот раз он растерян и напуган «за себя», а не «за того парня». Говорят, что существуют техники и способы, которые помогают как бы зафиксировать момент и в подобной стрессовой ситуации держать удар, не паниковать. Все это, конечно, ерунда и неправда. Любой прошедший подтвердит. Момент как раз такой - неожиданный и тяжелый, как кирпич, который падает на голову с большой высоты. Подготовиться невозможно. Но – что, простите, с кирпичом, что с онкодиагнозом - ты можешь работать с последствиями. Это важно понять и максимально быстро отпустить историю «все, скоро умру» и включить историю «буду бороться и выживу». Эксперты издания Medicalnewstoday.com поговорили с онкологами и специалистами по реабилитации о том, как понять и принять онкологический диагноз, в том числе диагноз рак молочной железы. Как не сдаться в самом начале пути, как правильно этот путь пройти и победить – сначала страхи, а затем и (верим) саму болезнь. Подробнее

Рак молочной железы. Что узнали о нем в 2017 году? Часть 1

Изучение биологии рака молочной железы, принципов его распространения и эффективности лекарств - процесс постоянный. В Европе и США над этим работают целые команды исследователей, у нас достаточно серьезных успехов добились ученые из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. Каждый месяц исследователи сообщают об очередном «прорыве» и можно говорить, что рак молочной железы – одна из самых прогрессивных областей изучения рака. И это хорошо, поскольку РМЖ занимает первое место среди онкологических диагнозов у женщин, да и в целом считается одним из самых распространенных онкозаболеваний в мире. Что ученым удалось узнать за 2017 год? Подробнее

Жидкая биопсия

Жидкая биопсия (liquid biopsy) – сравнительно новый, минимально инвазивный диагностический метод, основанный на выявлении и анализе молекулярных биомаркеров крови и других биологических жидкостей организма. Считается, что эта методика имеет большой потенциал для понимания природы опухолей и лечения онкологических заболеваний, по сравнению с традиционной биопсией (ткани). Подробнее

наверх