Главная Статьи и новостиНовостиСобачья жизнь. Почему лабрадоры такие обжоры?

Собачья жизнь. Почему лабрадоры такие обжоры?

04 августа 2016 г. |
17f22342_big.jpgВладельцы лабрадоров ретриверов хорошо знают, что их питомцы очень любят поесть. Ну, а в том, что лабрадоры напоминают симпатичные табуретки, общественность обычно винит именно их - хозяев. Однако ученые выяснили, что этих собак делает толстыми не только безграничная любовь человека, но и биология.

Почему толстеют собаки? До настоящего времени считалось, что предпосылки этому те же, что и у людей: дисбаланс потребления/расхода калорий и малоактивный образ жизни. В то же время, не только ветеринары, но и владельцы четвероногих замечают, что при строгой диете и длительных прогулках представители некоторых пород все равно склонны быстро набирать вес. Тема генетической предрасположенности по этому поводу поднималась неоднократно, однако доказательств не было, пока за дело не взялись ученые из Университета Кембриджа (Великобритания).

Команда экспертов во главе с доктором Элеанор Раффан, ветеринаром и генетиком, которая ранее занималась изучением проблемы ожирения у людей, провела исследование, посвященное той же проблеме, но у собак. Они пригласили владельцев 23 лабрадоров вместе с их питомцами (15 собак страдали ожирением, а 18 не имели лишнего веса). Основываясь на знании о генетической предрасположенности к ожирению у людей, исследователи изучили у собак работу аналогичного гена POMC. Выяснилось, что у большинства тучных собак участок ДНК в конце этого гена был неупорядоченным. Ученые считают, что из-за этой мутации организм лабрадоров ретриверов и организм их родственников прямошерстных ретриверов не может производить два специфических вещества (нейропептиды бета-МСГ и бета-эндорфины), которые передают сигнал в мозг: «голод - стоп!», таким образом при этом не формируется чувство насыщения.

Факты об ожирении у собак:
* Избыточный вес у собак - 15% выше нормы, ожирение - 30% выше нормы.
* К ожирению также склонны, некоторые породные представители терьеров и спаниелей.
* Лишний вес увеличивает у собак риск развития рака и ортопедических заболеваний.

По словам старшего автора исследования, Стивена О’Раили, у очень небольшого числа людей, страдающих ожирением, также наблюдается подобная мутация гена POMC.

Нельзя сказать, что в ходе своего исследования ученые пришли к однозначному выводу. Поначалу выборка была слишком мала, чтобы списывать обжорство лабрадоров на генетическую предрасположенность. Но дальнейшие исследования с участием уже 310 собак показали примерно те же самые результаты. Правда, не все лабрадоры, у которых была обнаружена мутация гена POMC, страдали ожирением, а некоторые имели лишний вес притом, что ген работал без изменений. Однако, в целом, собаки с мутационным геном весили в среднем на 2 килограмма больше (что для лабрадора, особенно некрупного, достаточно много), чем их однопородники, в чьем организме изменений ДНК не обнаружили. Опрос владельцев собак с измененным геном также показал, что они настоящие обжоры и часто выпрашивают еду, не пропуская ни одного семейного приема пищи или перекуса, который, в общем, к ним не относится.

Дальнейшая работа ученых, включавшая изучение данных обширной выборки по Великобритании и США, показала, что изменения гена POMC наблюдаются примерно у 23% лабрадоров. Среди представителей 38 пород тем же самым критериям соответствовали только собаки породы прямошерстные ретриверы. Американские исследователи назвали эту предрасположенность лабрадоров к полноте «аппаратно биологической причиной», хотя в ходе исследования и наблюдали «обжор обыкновенных» - представителей этой и других пород, которые просто не могли остановиться, несмотря на то, что мутаций в гене POMC не имели.

Если вы дочитали до этого абзаца и у вас сложилось впечатление, что данное исследование не имеет ничего общего с серьезной научной работой, вы глубоко ошибаетесь. Дело в том, что здесь впервые подробно исследована мутация гена, связанная не только с ожирением у собак, но и у людей. Исследование POMC-мутации у мышей или крыс не дало никакого результата, поскольку этот ген у грызунов довольно сильно отличается от гена человека. А вот собачки вполне могут помочь нам, людям, также не знающим умеренности в еде, получить в будущем эффективное лекарство, помогающее избавиться от обжорства.

Источник: Medicalnewstoday.com