Главная Статьи и новостиНовостиНа здоровье и уровень интеллектуального развития влияют одни и те же гены

На здоровье и уровень интеллектуального развития влияют одни и те же гены

27 января 2016 г. |
b0651395_big.jpgОбъединенная группа ученых из США, Великобритании и Германии выяснила, что умственное развитие и здоровье у человека регулируются одними и теми же генами.

Может ли качество когнитивных функций человека в начале жизни говорить о его здоровье в дальнейшем? Ранее ученые уже связывали нарушение когнитивных способностей (снижение памяти, концентрации, умственной работоспособности) с рядом таких опасных для жизни состояний, как болезнь Альцгеймера, аутизм и шизофрения. В некоторых случаях именно болезни, по-видимому, и приводят к когнитивным нарушениям. Есть и другая точка зрения: низкое качество когнитивных функций в начале жизни указывает на высокий риск ряда негативных психических и физических состояний позже.

Предыдущие исследования также показали, что низкий уровень образования и плохое здоровье часто идут «рука об руку». А специальное исследование, проводившееся с участием близнецов, выявило генетические особенности, которые указывают на связь уровня когнитивных функций с продолжительностью жизни. А поскольку установлено, что когнитивная функция демонстрирует признаки наследования, как и в случае с множеством физических и психических заболеваний, международная группа исследователей собралась, чтобы найти «генетические улики».

Они изучили данные здоровья 100 000 граждан Великобритании. Ученые попытались ответить на три вопроса: влияет ли снижение когнитивных функций на развитие заболеваний; указывают ли когнитивные нарушения на более высокий риск развития состояний, опасных для жизни; какая причина лежит в основе снижения умственных способностей и показателей здоровья?

Уровень умственных способностей (время реакции, память, умение считать и рассуждать) испытуемых оценивался с помощью психологических тестов, эти данные сравнивали с 22 показателями их здоровья и результатами анализа их геномов. Также учитывался уровень образования участников исследования.

Ученые установили, что на развитие некоторых заболеваний (в том числе, инсульта, диабета, гипертонии, болезни Альцгеймера, СДВГ, биполярного расстройства, ожирения) и снижение уровня умственного развития могут влиять одни и те же гены. Генетическая корреляция установлена в 14 случаях из рассмотренных 22.

В частности, они обнаружили следующие «дубли»: ген, отвечающий за высокий рост, связан с умственным развитием такого уровня, которое не препятствует получению высшего образования; люди, в геноме которых обнаружены гены, влияющие на развитие сердечно-сосудистых заболеваний, плохо умеют рассуждать и доносить свою мысль до оппонента; люди с набором генов, связанных с аутизмом (но не болеющие им), умеют лучше излагать свои мысли и часто имеют степень; носители генов, увеличивающих риск аутизма, биполярного расстройства и шизофрении, демонстрируют более высокий уровень когнитивных способностей, они часто лучше образованы.

Ученые пришли к выводу, что генетические факторы могут лежать в основе, по крайней мере, некоторых условий умственного развития и состояния здоровья. Другими словами, одни и те же специфические гены могут отвечать и за когнитивные функции, и за характеристики здоровья человека. В своем пресс-релизе они также отмечают, что в настоящее время люди, которые имеют низкие показатели когнитивных функций и низкий уровень образования, в будущем подвергаются более высокому риску развития ишемической болезни сердца, диабета 2 типа или гипертонии.

наука,  исследования,  IQ,  интеллект,  когнитивные функции,  умственное развитие,  заболевания опасные для жизни