Главная Статьи и новостиНовостиХимические вещества в посуде и коврах связали с риском артрита у женщин

Химические вещества в посуде и коврах связали с риском артрита у женщин

20 февраля 2013 г. |
b1dea557_big.jpgРезультаты недавно проведенного исследования показали, что перфторуглероды (ПФУ) - соединения, которые используют при производстве антипригарной посуды, контейнеров для хранения пищи и ковровых покрытий, повышают риск развития остеоартрита у женщин. При этом ученые не обнаружили аналогичного влияния этих веществ на мужчин.

Артроз, наиболее распространенный тип артрита, вызывает разрушение сустава, что приводит к боли и скованности движений. Авторы подчеркнули, что в ходе исследования была обнаружена четкая взаимосвязь между возникновением остеоартрита – очень болезненного хронического заболевания и химическими веществами ПФУ, известными как ПФОК (перфтороктановая кислота) и ПФОС (перфторорганические соединения) .

«Перфторуглероды широко распространены в быту и входят в состав пищевых упаковок, посуды, средств защиты тканей от пятен, а также многих других вещей, с которыми мы контактируем ежедневно, - рассказала автор исследования Сара Уль из Йельской школы лесоводства и экологических исследований в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. - Воздействие этих стойких синтетических химикатов на человека вызывает серьезное беспокойство, так как речь идет о здоровье населения в целом».

Предыдущие исследования также показали, что ПФУ вызывают существенное повышение риска преждевременного наступления менопаузы у женщин, уровня «плохого» холестерина, а также снижают эффективность вакцинации у детей.

Чтобы выявить потенциальную связь между этими химическими веществами и возникновением остеоартрита, исследователи изучили данные более 4000 мужчин и женщин в возрасте от 20 до 84 лет, которые страдали от этого заболевания. Согласно результатам, у женщин, которые подвергались высокому уровню воздействия ПФУ, риск развития остеоартрита почти был в два раза больше чем у тех, кто мало контактировал с этими химикатами. При этом ученые отметили, что взаимосвязь между воздействием данных химикатов и заболеваниями суставов более выражена среди молодых женщин (от 20 до 49 лет), чем среди женщин старшего возраста (от 50 до 84 лет). Биологическая причина потенциальной связи остается все еще плохо изученной, но команда исследователей предположила, что химические вещества могут оказывать особенно сильное влияние на гормональный баланс у женщин.

«Наша гормональная система невероятно чувствительна и может дать сбой при воздействии даже крошечных доз химикатов», - отмечает Сара Уль. - А такие процессы, как воспаление и восстановление хряща напрямую связаны с нашими гормонами и остеоартритом». Уль также предупредила, что эта проблема, вероятно, сохранится на долгие годы: «При попадании в окружающую среду эти химикаты не исчезают бесследно. Таким образом, если мы не сократим использование этих химических веществ, они по-прежнему на протяжении длительного времени будут присутствовать и в окружающей среде, и в нашем организме». Исследователь также отметила, что здоровый образ жизни, физические упражнения и правильное питание могут снизить восприимчивость к тем факторам, которые находятся за пределами нашего контроля.

Комментируя исследование, д-р Джозеф Гэтлер, хирург-ортопед и специалист по спортивной медицине, уточнил, что ПФУ должны быть внесены в список факторов, которые потенциально могут привести к остеоартриту. «Генетика, лишний вес и травмы также существенно повышают риск развития этого заболевания, - отметил он. - Кроме всего прочего, у некоторых людей существуют биомеханические нарушения, которые также являются предрасполагающим фактором». Исследователи не обнаружили подобной взаимосвязи у мужчин. Они полагают, что причина скрывается в гормональных различиях. Но доктор Гэтлер считает, что основной механизм влияния ПФУ на возникновение остеоартрита связан с воспалительным процессом, так как именно он оказывает существенное негативное влияние на хрящи. Он также порекомендовал женщинам стараться меньше контактировать с химикатами, обращая внимание на состав посуды и очистителей, а если заболевание уже развилось, обязательно обратиться к врачу для лечения, стараться вести здоровый образ жизни и правильно подбирать летнюю и зимнюю женскую обувь, чтобы не напрягать уже поврежденные суставы.

здоровье,  женское здоровье,  взаимосвязь,  артрит,  перфторуглероды,  остеоартрит