Главная Статьи и новостиСемьяДетские летние лагеря. Мировая история

Детские летние лагеря. Мировая история

08 ноября 2010 г. |
6b07fc33_big.jpgДумаете, пионерские или детские летние лагеря – явление изначально социалистическое? А вот и нет. Они появились еще в Северной Америке в 1880-х годах. Нация болела, вырождалась, детская смертность была очень высокой. И это решение – о создании детских летних кампусов - было продиктовано идеологией Викторианского общества, которая однозначно гласила: преимущества сил природы для физического и морального блага человека неоспоримы. В двадцатом веке детские летние кампусы становятся уже международным явлением, которое активно поддерживается различными политическими, общественными, педагогическими организациями и церковью.

Вы удивитесь, но еще в конце 19 века общество было озабочено избыточностью цивилизации (overcivilization). Ее проявления заставляли ответственных родителей искать более спокойные места для летнего отдыха своих детей. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло «неправильную» тенденцию к феминизации. Такая распущенность социума плохо коррелировалась с фундаментальными представлениями об образовании и поведении у дам и джентльменов, воспитанных в старых-добрых традициях высшего света. Так рядом с озером Squam в Нью-Гемпшире появились детские лагеря Chocorua (работал с 1881 по 1889 гг.), Asquam (основан как гарвардский лагерь в 1885 г., переименован в 1887 г.) и Pasquaney (основан в 1895 г.).

Хотя во всех детских лагерях того времени стремились к нарочитой простоте (например, здания были специально построены из неотесанной древесины), жизнь внутри коммун отличалась. Например, в одном лагере могли есть с жестяных тарелок, а в другом готовил экзотическую китайскую еду специально приглашенный повар. Тем не менее, затея с каждым годом становилась все популярнее, и в 1890-е годы летних кампусов появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи из бедных слоев городского населения смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Бедняками занимались органы социальной защиты и религиозные организации, а средний класс полностью опекался YMCA - Young Men’s Christian Association (Христианской Ассоциацией Молодых Людей), впоследствии одной из самых крупнейших молодежных организаций в мире. Основанная в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом, в настоящий момент ассоциация насчитывает около 45 млн. человек в более чем 130 странах мира. В 1900 году в Санкт-Петербурге была создана и российская YMCA, в ней состояли и поддерживали ее известные русские меценаты, ученые и деятели искусства.

В 1885 г. YMCA создает первый лагерь для мальчиков, позже получивший известность как Camp Dudley. К 1901 году каждое лето в нем уже отдыхают до 5000 мальчиков, а к 1916 году больше 23000. В отличие от элитных организаций, летние детские кампусы YMCA имитировали военные лагеря - они были палаточного типа, соответственно, ребята спали не на кроватях, а в спальных мешках. На импровизированном плацу дети занимались гимнастикой, там же проводились утренние построения (помните наши «линейки»?). В начале 20 века в таких палаточных кампусах становятся популярными индейские мотивы, во многом благодаря вудкрафтским индейцам, предшественникам бойскаутской организации, которая начала строить свои летние лагеря в 1910 году.

Первые летние лагеря для девочек также стали появляться в начале 20 века, создавались они «для нового, более самостоятельного поколения женщин». Таким образом общество все же начало признавать неизбежность феминизации. Так в 1902 году появляются лагерь Kehonka в Нью-Гемпшире, Wyonegonic в Бриджтоне (штат Мэн), в 1911 и 1912 годах появляются лагеря Camp Fire Girls и Girl Scouts of the USA. Вскоре начинается строительство летних кампусов для девочек из семей среднего класса.

К 1925 году в США было около 300 скаутских лагерей. Мальчиков и девочек учили основам выживания в условиях дикой природы, занимались с ними гимнастикой, учили плавать, обучали основам декоративно-прикладного искусства. Интересно, что сначала организаторы летних лагерей не включали в спортивное расписание детей такие дисциплины как баскетбол и бейсбол, считая их слишком «городскими», эти спортивные игры появились в кампусах чуть позже. Были популярны игры Rover, All come over и Indian and White Man (по очереди дети становились то «белыми», то индейцами и захватывали друг друга в плен). Вечером у костра пели, рассказывали разные истории, устраивали театральные представления, здесь же открывали и закрывали сезон – в общем, делали все то же самое, что и в советских пионерских лагерях.

В естественной для человека среде религиозные чувства обостряются, поэтому духовному, религиозному воспитанию подрастающей американской молодежи уделялось огромное внимание. По воскресеньям дети ходили в импровизированную церковь – лесную часовню, или молились у деревянного или каменного алтаря, обращенного к озеру (у советских детей, можно сказать, тоже была своя «религия», только отрицающая все божественное). Так в 1920-х годах появляются не только католические и протестантские детские летние лагеря, но и еврейские. С 1920 по 1950 гг. они переживают настоящий бум - таким образом взрослые стараются сохранить этнические устои и противостоять модернизации и ассимиляции своего народа. При этом подход к защите еврейской идентичности в лагерях варьировался. Например, лагерь Ramah в Висконсине был строго религиозно ориентирован, другие, такие как Massad Hebrew, были сионистскими, а лагерь Cejwin в Порт Джервисе (штат Нью-Йорк) пропагандировал светскость и культуру.

9564c066_big.jpgВ 1920-х годах в разных странах также появляются оздоровительные детские лагеря, а затем и прополитические, воспитывающие идеологически подкованную молодежь. Так – удивительно, но факт - в Штатах до 1956 года существовало аж 27 прокоммунистических детских лагерей. Что уж говорить про Германию, Австрию и Италию – здесь были густо перемешаны и «левые», и «правые». Существовал даже специальный детский лагерь на границе Германии и Польши, который всячески пропагандировал культуру последней. Во Франции создавались т. н. colonies de vacances – тоже прокоммунистические детские лагеря, однако в отличие от штатовских, они регулировались коммунистическими муниципалитетами, таким образом, туда попадали дети тех родителей, которых уже направили по идеологически «верной дороге». Кроме того, некоторые французские лагеря (такие как Les Mathes в Royan) были на детском самоуправлении, решения о повседневной жизни в лагере принимались коллективно, половина мест резервировалась для девочек, в общем, было полное равенство и братство. Это был огромный лагерь (5 зданий по 100 детей в каждом), располагающийся в сосновом лесу, его территория занимала целых 19 гектар. Большой детский лагерь был и в профашистской Италии. Дети размещались в просторных зданиях строгой и торжественной архитектуры, с огромными террасами для принятия солнечных ванн и занятий художественной гимнастикой.

После 40-х годов 20 века во многих странах начинается настоящий бейбибум и, если раньше в летние лагеря принимали даже шестнадцатилетних подростков, то в связи с таким «наплывом» пришлось ввести возрастной ценз. «Бывшие дети», которые уже не могли жить без коллективной идеи, потихоньку переквалифицировались в вожатых. В послевоенный период появляются лагеря для инвалидов, лагеря с углубленным изучением иностранных языков, музыки и – позднее – компьютерных программ. Однако в конце 20 века все большей популярностью начинают пользоваться традиционные детские летние лагеря, где в основном уделяется внимание спорту, отдыху и разноплановому досугу.

Летние детские лагеря – явление эпохальное. Ни в одном другом месте, исключая разве что пансионы и прочие закрытые учебные заведения, не посвящают 24 часа духовному и физическому развитию ребенка. Здесь, в отличие от пансионов, славящихся своей чопорностью, дети свободны и счастливы. Правда, если общие цели летних лагерей остаются неизменными с 1890-х гг. 19 века, то их узкая идеология и направленность целиком и полностью зависят от фантазии и знаний взрослых.

история,  общество,  детские лагеря,  летние лагеря,  пионерские лагеря

Добавлено: 08 ноября 2010 г., 18:00
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
Если поставлен онкологический диагноз. Вопросы врачу

Первый визит к онкологу испытание довольно тяжелое. Растерянность и страх мешают сосредоточиться, слишком много «если», незнакомых слов и терминов, которые никак не желают складываться в общую картину. Мы рекомендуем вам составить список своих вопросов врачу перед приемом, а все, что он скажет, подробно записать. Подробнее

Рак молочной железы. Как понять и принять диагноз?

Известие об онкологическом диагнозе бьет наотмашь, сбивает с ног. Человек испытывает эмоции, сравнимые с шоком, вызванным сообщением о серьезной болезни близкого. Только в этот раз он растерян и напуган «за себя», а не «за того парня». Говорят, что существуют техники и способы, которые помогают как бы зафиксировать момент и в подобной стрессовой ситуации держать удар, не паниковать. Все это, конечно, ерунда и неправда. Любой прошедший подтвердит. Момент как раз такой - неожиданный и тяжелый, как кирпич, который падает на голову с большой высоты. Подготовиться невозможно. Но – что, простите, с кирпичом, что с онкодиагнозом - ты можешь работать с последствиями. Это важно понять и максимально быстро отпустить историю «все, скоро умру» и включить историю «буду бороться и выживу». Эксперты издания Medicalnewstoday.com поговорили с онкологами и специалистами по реабилитации о том, как понять и принять онкологический диагноз, в том числе диагноз рак молочной железы. Как не сдаться в самом начале пути, как правильно этот путь пройти и победить – сначала страхи, а затем и (верим) саму болезнь. Подробнее

Рак молочной железы. Что узнали о нем в 2017 году? Часть 1

Изучение биологии рака молочной железы, принципов его распространения и эффективности лекарств - процесс постоянный. В Европе и США над этим работают целые команды исследователей, у нас достаточно серьезных успехов добились ученые из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. Каждый месяц исследователи сообщают об очередном «прорыве» и можно говорить, что рак молочной железы – одна из самых прогрессивных областей изучения рака. И это хорошо, поскольку РМЖ занимает первое место среди онкологических диагнозов у женщин, да и в целом считается одним из самых распространенных онкозаболеваний в мире. Что ученым удалось узнать за 2017 год? Подробнее

Жидкая биопсия

Жидкая биопсия (liquid biopsy) – сравнительно новый, минимально инвазивный диагностический метод, основанный на выявлении и анализе молекулярных биомаркеров крови и других биологических жидкостей организма. Считается, что эта методика имеет большой потенциал для понимания природы опухолей и лечения онкологических заболеваний, по сравнению с традиционной биопсией (ткани). Подробнее

7 преимуществ дошкольного образования по методике Монтессори

Только вы, как родитель, можете знать какое дошкольное образование подходит вашему ребенку. Однако прежде чем отдать предпочтение традиционному, изучите все возможности, например, узнайте подробнее о методике Монтессори. Ее эффективность доказана многочисленными исследованиями. Вот 7 преимуществ дошкольного образования по методике Монтессори. Подробнее

наверх