Главная Статьи и новостиСемьяМамская мастерская с Мариной Кузиной. Про «хотеть и делать», или несколько заметок о воспитании

Мамская мастерская с Мариной Кузиной. Про «хотеть и делать», или несколько заметок о воспитании

24 января 2010 г. |
a6937460.jpgРебенок хочет узнать, попробовать, изучить что-то новое. Сам. Пусть пробует, пусть изучает. Задача родителей в этом случае - не мешать, не критиковать, не лезть с советами и помощью. А если ваше чадо хочет познать что-то такое, где самому никак не разобраться? Тогда самый лучший способ - делать все вместе. Именно ДЕЛАТЬ и именно ВМЕСТЕ. Не объяснять, не рассказывать, не делать самому «вот сейчас я сам сделаю, а ты пока посмотри». А сразу действовать. Накладывать теорию на практику, объяснять по ходу дела.

Пример: «Мама, я хочу сшить кукле платье, но только я не знаю как. Ты меня научишь?» Как НЕ надо делать. Не надо РАССКАЗЫВАТЬ о том, что шьют острой иголкой, а режут острыми ножницами. Не надо говорить о том, что это сложно и придется еще поучиться. Не надо сразу обрезать крылья своими объяснениями. Из них ребенок может сделать вывод, что все так серьезно и сложно, что ему и пытаться не стоит.

Дети могут и не достичь желаемого, но по пути к нему все равно достигнут многого

А пытаться стоит. Стоит сразу ДЕЛАТЬ то, что захотелось. «Отлично! А из какой ткани будем шить?» Идите вместе в магазин (или залезайте в сундук с запасами). И пусть ребенок выберет ткань сам. А потом придумает, что шить. И раскроит сам (пусть сначала это будет криво и неудачно, ничего). И шьет пусть сам. С вашей ненавязчивой помощью и объяснениями, где совсем непонятно. Не поучениями, а именно пояснениями. А острую иголку и ножницы ребенок сам увидит по ходу дела. И сам поймет, что с ними надо обращаться аккуратно.

Чтобы получалось - надо хотеть и делать, чтобы не получалось - нужно рассказывать о том, как разные причины могут (чисто теоретически) помешать реализовать мечты. Учите этому детей. На собственном примере, а не на словах.

Самый эффективный метод воспитания

Простое и одновременно сложное (но стопроцентно действующее) правило для родителей:

ПООЩРЯТЬ ТО, что хочу в детях закрепить,
ИГНОРИРОВАТЬ ТО, что хочу искоренить.


Для ребенка ПООЩРЕНИЕ − это ВНИМАНИЕ родителей. Неважно какое – похвала или замечания. Главное − что взрослые РЕАГИРУЮТ. Даже если ругают – все равно это ВНИМАНИЕ.

У нас со старшей дочерью месяц шла война за закрытие шкафа. Началось у нее увлечение нарядами, переодевалась до 10 раз в день и почему-то не закрывала за собой шкаф. Уж я с ней и так, и этак… И примером, и укором. Дочка вроде бы понимает: «Да, мама. Я сейчас закрою» Через 5 минут − шкаф снова открыт. Тупик. Я исчерпала все средства воздействия и объяснения. Почти смирилась…
А потом поняла свою ошибку: обращала-то я внимание именно на ОТКРЫТЫЙ шкаф! Два дня я себя перестраивала. Открытый шкаф игнорировала. Иногда сама, молча, тихонько его закрывала. Когда изредка дочка шкаф закрывала сама − я отмечала, хвалила, «как настоящая принцесса», «ой, какой в комнате порядок − и шкаф закрыт»… Несколько дней такой «терапии поощрением» – и шкаф теперь ЗАКРЫТ всегда.

Лучший способ научить – это не мешать

Когда дети изучают мир – им просто надо давать его изучать. Давать как можно больше информации, но не в виде поучений и правил, а в виде возможностей - увидеть, почувствовать, погладить, попробовать на вкус, попробовать сделать, испытать, edc69083_big.jpgпроанализировать… Пусть ребенок сделает это сам. САМ ИЗУЧИТ и сам осознает. Нужно просто следовать за ребенком, но не направлять его. Показать, что туфельки надеваются вот так. И если он сознательно надевает их «не на ту ногу», то не настаивать, не переобувать силой. А лишь мягко напомнить… Пусть попробует, пусть походит так и поймет САМ, что это неудобно. И так во всем.

Часто взрослые строго поучают совсем маленьких детей – «как надо, как правильно, как не надо». Задумайтесь сами – возраст «почемучек» начинается только около 4 лет. А почему так? Потому что до этого ребенку не нужны готовые ответы. Ему нужна лишь почва для исследования и впитывания информации о мире – во всем его многообразии (и правильном и не правильном – с точки зрения взрослых). А вот когда ребенку исполнится четыре года (плюс-минус), он уже будет спрашивать, воспринимать и усваивать чужие мнения, правила и принятые стереотипы. И тогда они наилучшим образом лягут на его собственную картину мира, будут осознаны и приняты. И обуваться он всю жизнь будет «на ту ногу». Всему свое время. И на этот счет природа уж точно умнее цивилизации.

Поэтому уважайте своих двух- и трехлеток. Позволяйте им САМИМ изучать мир вокруг: надевать туфельки «не на ту ногу», надевать футболку поверх свитера, выйти зимой без варежек (конечно, прихватив их предусмотрительно с собой), поспать на полу под простынкой, попить молоко из блюдца как котенок, поесть суп вилкой, макароны – большой ложкой, а кашу – двумя ложками сразу…

Про замену строгому «нельзя»

Все воспитание детей состоит из двух основных слагаемых. Во-первых, это золотое правило «поощрение хорошего - игнорирование нежелательного», о котором мы говорили выше. А во вторых, правило строгого и необсуждаемого НЕЛЬЗЯ.

НЕЛЬЗЯ в жизни ребенка - слово важное. Но при этом часто используемое. А от этого оно свою важность теряет. Как быть?
Журналы, сайты, статьи и методики кричат о том, что с самого раннего детства в жизни ребенка должно быть ограниченное количество строгих НЕЛЬЗЯ.

НЕЛЬЗЯ только то, что опасно. Дорога, розетки, плита и прочая бытовая техника. Остальное должно идти под флагом «НЕ НАДО». Не надо мусорить. Не надо разливать молоко на пол. Это не опасно для жизни и здоровья, поэтому делать такое не то чтобы нельзя, но лучше не надо. Не желательно.

Но, увы. Наше воспитание и сложившиеся речевые стандарты подразумевают частое и повсеместное использование слова «нельзя». И даже если родители употребляют его редко и по делу, вокруг много других людей, которые непременно скажут «Нельзя прыгать по лужам!» И у ребенка в голове получится каша от таких противоречивых запретов.

c1f27422_big.jpgЧто делать? У меня сама собой сформировалась отличная замена слову «НЕЛЬЗЯ» - «СТОП». Громко и резко. Действует немедленно и безотказно. Как только дети слышат от меня резкое «СТОП!», они останавливаются как вкопанные. Перестают делать то, что делали. Перестают бежать в сторону дороги, лезть в грязную лужу, подбираться с вилкой к розетке, запихивать кота в микроволновку.

Почему именно СТОП? Слово СТОП является понятным для ребенка. Используется оно в окружающей повседневной речи редко. Даже при использовании НЕ в случае опасности оно всегда означает то, что означает - остановись! И еще оно более воспринимаемо на слух, чем размытое «НЕЛЬЗЯ».
Советую всем.

Про заинтересованность

- Мама, а эта майка мятая… А где лежит другая – я не знаю… Ну мама, что мне надеть?… А на этих босоножках бусинка оторвалась и они теперь некрасивые… а другие мне неудобно без стульчика надевать…
Капризничает.
- Маргуш, а давай мы не просто пойдем гулять в парк и по маминым делам, а найдем новую дорогу? Интересно, она будет короче или длиннее нашей обычной? А может, нас на ней ждут какие-нибудь приятности и сюрпризы?…
Через минуту радостный голос из прихожей:
- А я сегодня САМАЯ ПЕРВАЯ оделась! А вы все копаетесь – копуши!
А все потому, что… кто не хочет – тот ищет причины, а кто хочет – тот ищет способы.

И так ВО ВСЕМ и всегда. Если ребенок что-то хочет - он горы свернет, но сделает. Или найдет способ – чтобы ему помогли. Сам найдет. Сам спросит, сам предложит, сам поторопит. А если не хочет - то будет нудеть, задавать глупые вопросы и отыскивать всяческие мелкие причины и поводы. Вывод ясен – надо:

не раздражаться,
не делать замечания,
не укорять,
не подгонять,
не упрекать,
не шантажировать,
не проявлять свою власть и силу,
не одергивать,
а просто-напросто ребенка ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ. Так, чтобы он сам захотел что-то сделать.

семья,  дети,  воспитание,  желание,  поощрение,  обучение,  нельзя,  заинтересованность

Добавлено: 24 января 2010 г., 19:00
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
Если поставлен онкологический диагноз. Вопросы врачу

Первый визит к онкологу испытание довольно тяжелое. Растерянность и страх мешают сосредоточиться, слишком много «если», незнакомых слов и терминов, которые никак не желают складываться в общую картину. Мы рекомендуем вам составить список своих вопросов врачу перед приемом, а все, что он скажет, подробно записать. Подробнее

Рак молочной железы. Как понять и принять диагноз?

Известие об онкологическом диагнозе бьет наотмашь, сбивает с ног. Человек испытывает эмоции, сравнимые с шоком, вызванным сообщением о серьезной болезни близкого. Только в этот раз он растерян и напуган «за себя», а не «за того парня». Говорят, что существуют техники и способы, которые помогают как бы зафиксировать момент и в подобной стрессовой ситуации держать удар, не паниковать. Все это, конечно, ерунда и неправда. Любой прошедший подтвердит. Момент как раз такой - неожиданный и тяжелый, как кирпич, который падает на голову с большой высоты. Подготовиться невозможно. Но – что, простите, с кирпичом, что с онкодиагнозом - ты можешь работать с последствиями. Это важно понять и максимально быстро отпустить историю «все, скоро умру» и включить историю «буду бороться и выживу». Эксперты издания Medicalnewstoday.com поговорили с онкологами и специалистами по реабилитации о том, как понять и принять онкологический диагноз, в том числе диагноз рак молочной железы. Как не сдаться в самом начале пути, как правильно этот путь пройти и победить – сначала страхи, а затем и (верим) саму болезнь. Подробнее

Рак молочной железы. Что узнали о нем в 2017 году? Часть 1

Изучение биологии рака молочной железы, принципов его распространения и эффективности лекарств - процесс постоянный. В Европе и США над этим работают целые команды исследователей, у нас достаточно серьезных успехов добились ученые из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. Каждый месяц исследователи сообщают об очередном «прорыве» и можно говорить, что рак молочной железы – одна из самых прогрессивных областей изучения рака. И это хорошо, поскольку РМЖ занимает первое место среди онкологических диагнозов у женщин, да и в целом считается одним из самых распространенных онкозаболеваний в мире. Что ученым удалось узнать за 2017 год? Подробнее

Жидкая биопсия

Жидкая биопсия (liquid biopsy) – сравнительно новый, минимально инвазивный диагностический метод, основанный на выявлении и анализе молекулярных биомаркеров крови и других биологических жидкостей организма. Считается, что эта методика имеет большой потенциал для понимания природы опухолей и лечения онкологических заболеваний, по сравнению с традиционной биопсией (ткани). Подробнее

7 преимуществ дошкольного образования по методике Монтессори

Только вы, как родитель, можете знать какое дошкольное образование подходит вашему ребенку. Однако прежде чем отдать предпочтение традиционному, изучите все возможности, например, узнайте подробнее о методике Монтессори. Ее эффективность доказана многочисленными исследованиями. Вот 7 преимуществ дошкольного образования по методике Монтессори. Подробнее

наверх