Главная Статьи и новостиСемьяТеологический эксперимент в школах. Поворотный момент или глупость?

Теологический эксперимент в школах. Поворотный момент или глупость?

06 апреля 2010 г. |
cd0e69c4_big.jpg1 апреля в школах 19 регионов страны стартовал эксперимент по преподаванию нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Вокруг этого было много споров. В результате 70% родителей решили отдать своих детей на изучение как раз светской части предмета.

Новые учебники во многие школы привезли всего за несколько дней до старта эксперимента, а потому - такой ажиотаж. Учителя и родители и пособия в руках-то не держали, но им пришлось заранее выбирать одно из шести направлений: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, светская этика, либо история мировых религий.

«Наугад - оно, может, и лучше», - считают в Министерстве образования. «Как раз когда все шесть были бы на руках, было бы гораздо сложнее делать выбор. Сегодня они выбрали, ориентируясь, скорее всего, просто на интерес. А сами учебники, они достаточно, я бы сказал так, равнозначны», - объясняет заместитель министра образования и науки России Исаак Калина.

Одно из главных условий эксперимента - свободный выбор той или иной культуры. Но получилось, похоже, не у всех.

«Некоторые приступы каких-то советских атавизмов, они время от времени у некоторых чиновников просыпаются, и они чувствуются. Возможно, именно с этим было связано то, что в ряде просто даже целых территорий, городов, просто не давали людям возможности совершить свободный выбор. Скажем, город Шадревск Курганской области, 80 тысяч населения - ноль. Якобы, никто не избрал основы православной культуры в отличие от соседних городов, где 20-25%. Значит, сейчас это административное давление», - говорит профессор Московской духовной академии, автор учебника «Основы православной культуры» Андрей Кураев.

Так называемый «Юрьев день» - возможность поменять решение - у родителей будет в начале следующего учебного года. Впрочем, у педагогов, которые прошли специальную стажировку по новому учебному курсу, цель в конечном итоге общая.

«Основы мировых культур должны нести только одно - воспитание духовно-нравственного человека. Мы все знаем: нравственность у нас ушла, а уж духовность давно пропала», - объясняет учитель начальных классов школы №5 города Пятигорска Нина Костромина.

«А не рано ли детям о духовных истинах? - возражали противники эксперимента. - Ведь четвертый класс!» «Возраст нежный и потому очень ответственный», - парируют авторы проекта. «Мы хотели бы, конечно, опередить и тех, кто называет себя скинхедами, и тех, кто якобы строит ислам в нашем обществе. Если мы не возьмемся за это, если мы не начнем сажать своих детей за парты, обучать этому, то это начнет делать кто-то другой. Обратились именно к религии потому, что у нас существует, кроме религиозных модулей, светская этика. Но вся светская этика опирается на религиозную, потому что когда философы только взбирались на эту гору, забравшись, они видели там теолога с его этикой, религиозной этикой», - объясняет преподаватель Московского исламского университета Зарият Пашаева.

Теология в светской школе? Вокруг этого были самые острые споры. В итоге как альтернатива появились направления - история мировых религий и светская этика.

«Трудность, в которую попали авторы учебника светской этики, с одной стороны, нельзя не сказать о каких-то религиозных устоях - представлении о добре и зле, о грехе и милосердии, о таинстве, высших силах. А с другой стороны - это же светская этика, причем здесь религия? Я думаю, что они совершили ошибку. Я такого учебника светской этики не могу себе представить», - говорит академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН, автор пособия для учителей «Основы религиозной культуры» Валерий Тишков.

Вопрос, по которому уже не спорят: кто должен преподавать основы религиозных культур. Общее решение: священнослужители вести уроки не будут.

«Учитель в светской школе, как мы надеемся, будет более-менее беспристрастен в изложении материалов. Мы старались сделать максимально взвешенные, сдержанные пособия. С тем, чтобы не воздействовать на учащихся именно в миссионерском ключе», - объясняет раввин синагоги в Марьиной роще города Москвы, автор учебника «Основы иудейской культуры» Андрей Глоцер.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Занятия по изучению мировой культуры. Подобные уроки с детьми младшего возраста здесь проводят уже десятки лет.

«В чем задача любого педагога - религиозного, эстетического или просто учителя - это, естественно, нравственное воспитание детей. Кто-то ограничится только эстетическим, но очень многие именно возьмут и эту сторону - религиозную. Причем у нас нет разницы в том, к какой конфессии это произведение искусства принадлежит», - рассказывает заведующая сектором эстетического воспитания детей ГМИИ имени А.С. Пушкина Надежда Ковалдина.

«Абсолютно некачественный текст, на который даже автор постеснялся поставить свое имя, поэтому этот учебник светской этики вышел без указания автора на обложке. Там есть очень странные тезисы, утверждающие, что представления о добре и зле неоднократно менялись в ходе исторического процесса. Знаете ли, десятилетним детям сообщать такого рода вещи - это странно, это не так», - считает профессор Московской духовной академии, автор учебника «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев.

Несмотря на все сложности, первые занятия основ религиозных культур и светской этики в школах уже состоялись. И это, уверены многие, куда лучше, чем ничего.

«Опыт неудачный, когда ребёнок скажет не то, что он ничего не понял, что он совсем запутался. Люди говорят: «Может, тогда не стоит и пытаться, если есть опасность?». Вы знаете, как говорится: «дорогу осилит идущий», - уверен кандидат исторических наук, автор учебника «Основы буддийской культуры» Баатр Китинов.

«А потому что вакуум после 1991 года образовался и цельной системы, скажем, идеологии, и Моральный кодекс строителя коммунизма» ушли в небытие, поменялась вся система наших установок, понятие о добре и зле, коммерческие ценности вышли на передний план. И разобраться в этом, преодолеть это как-то без кризисов и коллизий, чтобы дети понимали, что нельзя бить учителя, понимаете? Чтобы дети понимали, что есть феномен уважения к взрослым и многие другие вещи. Я думаю, что вот этот предмет может в значительной мере помочь в духовно-нравственном воспитании», - полагает академик ран, директор Института этнологии и антропологии РАН, автор пособия для учителей «Основы религиозной культуры» Валерий Тишков.

Первые итоги поворотного для школы эксперимента ожидаются в конце 2011 года. Тогда же и будет решено, распространять ли его с нынешних 19 пилотных регионов на всю страну.

Источник: «Вести»

общество,  школа,  религия,  основы,  учебники

Добавлено: 06 апреля 2010 г., 10:16
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
Алкоголь и рак молочной железы. ASCO сообщило о своей позиции

Исследования показывают, что при употреблении алкогольных напитков уровень гормонов, связанных с развитием рака молочной железы (эстрогена и других), может повышаться. Алкоголь также может увеличивать риск РМЖ, повреждая ДНК в здоровых клетках. По сравнению с женщинами, которые вообще отказались от спиртного, у женщин, употребляющих алкоголь не менее трех раз в неделю, риск гормон-рецептор положительного РМЖ может повышаться до 15%. Еще на 10% этот риск возрастает, если женщина употребляет алкоголь каждый день и не менее трех порций в день. У девочек-подростков (9-15 лет), которые выпивают не реже 3-5 раз в неделю (бывает и такое, к сожалению), риск развития доброкачественных опухолей молочных желез может повышаться в три раза, по сравнению с теми, кто этого не делает. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Американское общество клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO) выпустило позиционный документ о взаимосвязи алкоголя и рака. Это первый случай, когда ASCO занимает вполне определенную позицию по рискам развития РМЖ, связанным с употреблением алкоголя. Подробнее

Как говорить с детьми о раке молочной железы и его последствиях

Рак молочной железы у американки Бонни Аннис диагностировали в 2014 году. Инвазивная протоковая карцинома 2b с метастазами в лимфатические узлы не оставляла выбора – грудь пришлось удалить, а затем – пройти трудное, изматывающее лечение. Сегодня все хорошо, Бонни – фотограф, писатель, блоггер, жена, мать и бабушка – продолжает жить полной жизнью. Правда, одна недавняя история немного выбила ее из колеи – внучка спросила, почему у нее нет груди – но Бонни справилась. Сегодня она рассказывает, как правильно сообщить ребенку, что рак – это еще не конец, что во многих случаях его можно вылечить, а с физиологическими последствиями болезни можно жить и не обращать на них внимание. Подробнее

Рак молочной железы ранней стадии. После лечения. Какие обследования необходимы и как часто

После успешного лечения рака молочной железы ранней стадии женщине необходимо контролировать состояние своего здоровья: проходить маммографию и клиническое обследование молочных желез (осмотр у маммолога). Первое нужно делать один раз в год, второе – один раз в полгода. Если (внимание!) никаких симптомов возвращения рака не наблюдается, проведение дополнительных обследований (ПЭТ/КТ, сканирование костей), дорогостоящие анализы на онкомаркеры, не нужны. Слишком велик риск ложноположительных результатов и, как следствие, риск ошибочного диагноза и ненужного лечения. Предлагаем вам ознакомиться с соответствующими рекомендациями Американского общества клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO). Подробнее

«Эффект Анджелины» - новая реальность

В 2013 году звезда американского кино Анджелина Джоли публично рассказала о том, что ей была проведена профилактическая мастэктомия – удаление молочных желез в связи с генетическим риском развития рака груди (наличием в ее организме мутации гена BRCA1: “My Medical Choice”). Мама и тетя актрисы скончались от этого заболевания. Спустя 4 года разговоры о том, к чему привел каминг-аут Джоли, не утихают. Некоторые диванные аналитики до сих пор считают ее поступок спекуляцией на серьезной и болезненной теме, пиар-ходом. Однако статистика говорит совсем о другом. Актрисе удалось привлечь внимание женщин во всем мире к одной из самых сложных тем в РМЖ-сфере – наследственному риску развития заболевания. Благодаря этой информации, многие женщины поняли, что обязательно нужно знать свою семейную историю, знать о наследственных заболеваниях женской сферы, вовремя обращаться к врачу, проходить скрининги и принимать профилактические меры. Подробнее

Выявлены 72 генетические мутации, связанные с повышенным риском развития рака молочной железы

По статистике, в 5-10% случаев рак молочной железы обусловлен наследственными факторами, то есть вызван аномалией генов, переданных родителями. В основном это мутации генов BRCA1/BRCA2. С ними связан наиболее высокий риск развития заболевания. Ученым известно, что у женщин, чей генетический анализ показал наличие этих мутаций, риск развития РМЖ в течение жизни может повышаться до 80%. За последние годы исследователи выявили еще целый ряд мутаций, связанных с РМЖ, включая мутации в генах PALB2, TP53, PTEN и BRIP1. И вот новые данные: плюс 72 пункта к этому списку. Подробнее

наверх