Главная Статьи и новостиСемьяС детьми нужно разговаривать

С детьми нужно разговаривать

29 ноября 2011 г. |
42a5898d_big.jpgЯ довольно часто сталкиваюсь с репликами в адрес своей дочери: «Какая у вас умная, развитая девочка, не по годам!» Что ж, мне, как маме, конечно, очень приятно. Но всякий раз удивляет вопрос: «А что для этого нужно делать?» Ведь ответ очевиден: со своим ребенком нужно разговаривать. Всегда. И все объяснять. Не оставлять ни одного вопроса без ответа, ни одной нерешенной проблемы на потом, ни одного невыполненного обещания. Это честно и правильно.

С самого раннего возраста моей дочери у меня «не закрывался рот», сколько себя помню в общении с ней, это были постоянные разговоры-разговоры и ответы на бесчисленные «почему» и «а если». Конечно, я тоже не робот и не могу болтать 24 часа в сутки, не могу знать всех ответов на вопросы, но каждый раз, когда я чего-то не знаю, я честно признаюсь ей в этом и говорю: «Давай посмотрим в энциклопедии или в интернете!» И ей это нравится – нравится тот факт, что на вопрос обязательно найдется ответ, главное, только сделать усилие и поискать, а если не получается самостоятельно, то ей обязательно помогут.

Дети учатся, познают мир, увеличивают свой словарный запас только одним способом: слушают окружающих их людей и, в первую очередь, маму и папу. Именно от них они узнают, «что такое хорошо, а что такое плохо», учатся решать проблемы. Чем богаче лексика, которую они слышат ежедневно, тем лучше будет развита их собственная речь, способность рассуждать. В дополнение к обычным разговорам есть десятки творческих и приятных способов увеличить словарный запас ребенка и пополнить багаж его знаний. Например, пишите вместе с ним маленькие подсказки. Это может быть все что угодно – от «2 + 2» до английского алфавита – и на чем угодно – от стикеров до ватмана.

Недавно я писала, что обучение иностранному языку повышает уровень когнитивных способностей ребенка, учит его самостоятельности в процессе принятия решений. Если вы пока не можете посещать курсы иностранных языков, то можно на большом листе написать вместе с малышом английский алфавит и попросить его каждую букву сопроводить рисунком. Вы удивитесь, как быстро ваш ребенок запомнит все-все буквы и, ассоциируя их с изображениями, запомнит также и некоторые слова. Я знаю, о чем говорю, потому что совсем недавно мы записались на курсы английского языка. Теперь нам приходится догонять группу, которая занимается уже третий месяц. И если на занятиях в дошкольной гимназии моя дочь успевает запомнить только некоторые определения: a cat, a dog, a frog, то занимаясь дома, именно вот так креативно, она за пару дней выучила алфавит и уже догоняет группу с курсов, складывая простые конструкции типа: «a man in a van». Так что, все, о чем я здесь пишу, - работает! Единственное, нужно не забывать про ключевой момент: не надейтесь, что «сдав» ребенка в «дошколку» или на курсы английского, вы получите «готовый пирожок», напичканный знаниями. Разговаривайте со своими детьми, объясняйте, учите стихи, решайте примеры, повторяйте пройденное по английскому языку – только тогда будет эффект от обучения.

Еще один момент – обязательно старайтесь побольше читать вслух своему ребенку. И не просто читать, а обсуждать прочитанное. Просите его рассказать, хотя бы вкратце, содержание сказки, стиха или рассказа. Объясняйте смысл и значение незнакомых слов. Комментируя сюжет, старайтесь употреблять новые, неизвестные ребенку слова и также объясняйте их значение. Простой пример: можно сказать, оценивая какое-то действие: «хорошо», а можно: «прекрасно, великолепно, чудесно, замечательно, лучше не бывает, потрясающе» и т. д.

Все эти нехитрые действия постепенно будут увеличивать словарный запас малыша. Ну, и если не лень, старайтесь добавлять в лексикон ребенка хотя бы одно новое слово в день. Да, специально. Его можно записывать на стикере и приклеивать, например, к холодильнику. Если ребенок уже читает и пишет, можно попросить его прочитать и написать новое слово. Особенно это рекомендуется тем взрослым, которые «устали от того, что ребенок не хочет/ ленится читать, совершенно непонятно, что с этим делать/ чтение для нас проблема/ не могу заставить» и т. п.

Показать и рассказать. Всякий раз, когда вы идете куда-то – просто на прогулку или в музей/зоопарк/цирк/театр – старайтесь рассказать что-то новое об окружающем мире, событии, явлении. Ум ребенка – как губка, например, не каждый взрослый способен выговорить названия хотя бы пары динозавров, а дети знают и запоминают эти названия десятками.

Творите вместе. Сейчас возможностей креативно провести время – миллион. Не то, что раньше: гладкие стены, деревянные игрушки :). Если у вас нет времени раскатывать с ребенком по планетариям, «экспериментаниумам», творческим студиям, где можно раскрасить керамическую фигурку, и прочим интересным местам, то хотя бы покупайте ему поделки и развивающие игры. Только не повторяйте ошибку многих родителей: купили, вручили, занимайся! Поделки нужно делать вместе. Если это не ваш способ, даю зуб, что ребенок ваш бросает начатое на полпути. Ни в коем случае не подавайте ему такой пример. Если начали что-то делать, делайте это вместе и доводите до конца.

Ну и хочу похвастаться последним приобретением. Серия «Смешарики» богата на развивалки, и вы это, конечно, знаете. Мы недавно купили познавательную книжку-игру «Копатыч-путешественник». Читая описания и выкладывая магниты, ребенок учит географию, узнает про разных животных, про традиции разных стран. В конце книги есть игра: вы описываете свой магнитик, а второй игрок должен угадать, что вы имеете в виду. Мы не могли оторваться несколько вечеров. И, конечно, разговаривали обо всем этом… и о многом другом :).

семья,  дети,  развитие,  креативность,  обучение,  разговоры

Добавлено: 29 ноября 2011 г., 17:43
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
«Химия» и жизнь. Как сохранить качество жизни при химиотерапии

Онкологи Михаил Ласков и Александр Аболмасов рассказывают о том, что происходит в организме во время курса химиотерапии, как справляться с побочными эффектами лечения, и отвечают на самые распространенные вопросы о химиотерапии. Подробнее

Если поставлен онкологический диагноз. Вопросы врачу

Первый визит к онкологу испытание довольно тяжелое. Растерянность и страх мешают сосредоточиться, слишком много «если», незнакомых слов и терминов, которые никак не желают складываться в общую картину. Мы рекомендуем вам составить список своих вопросов врачу перед приемом, а все, что он скажет, подробно записать. Подробнее

Рак молочной железы. Как понять и принять диагноз?

Известие об онкологическом диагнозе бьет наотмашь, сбивает с ног. Человек испытывает эмоции, сравнимые с шоком, вызванным сообщением о серьезной болезни близкого. Только в этот раз он растерян и напуган «за себя», а не «за того парня». Говорят, что существуют техники и способы, которые помогают как бы зафиксировать момент и в подобной стрессовой ситуации держать удар, не паниковать. Все это, конечно, ерунда и неправда. Любой прошедший подтвердит. Момент как раз такой - неожиданный и тяжелый, как кирпич, который падает на голову с большой высоты. Подготовиться невозможно. Но – что, простите, с кирпичом, что с онкодиагнозом - ты можешь работать с последствиями. Это важно понять и максимально быстро отпустить историю «все, скоро умру» и включить историю «буду бороться и выживу». Эксперты издания Medicalnewstoday.com поговорили с онкологами и специалистами по реабилитации о том, как понять и принять онкологический диагноз, в том числе диагноз рак молочной железы. Как не сдаться в самом начале пути, как правильно этот путь пройти и победить – сначала страхи, а затем и (верим) саму болезнь. Подробнее

Рак молочной железы. Что узнали о нем в 2017 году? Часть 1

Изучение биологии рака молочной железы, принципов его распространения и эффективности лекарств - процесс постоянный. В Европе и США над этим работают целые команды исследователей, у нас достаточно серьезных успехов добились ученые из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. Каждый месяц исследователи сообщают об очередном «прорыве» и можно говорить, что рак молочной железы – одна из самых прогрессивных областей изучения рака. И это хорошо, поскольку РМЖ занимает первое место среди онкологических диагнозов у женщин, да и в целом считается одним из самых распространенных онкозаболеваний в мире. Что ученым удалось узнать за 2017 год? Подробнее

Жидкая биопсия

Жидкая биопсия (liquid biopsy) – сравнительно новый, минимально инвазивный диагностический метод, основанный на выявлении и анализе молекулярных биомаркеров крови и других биологических жидкостей организма. Считается, что эта методика имеет большой потенциал для понимания природы опухолей и лечения онкологических заболеваний, по сравнению с традиционной биопсией (ткани). Подробнее

наверх