Главная Статьи и новостиСемьяКак правильно учить ребенка читать

Как правильно учить ребенка читать

19 августа 2011 г. |
e974ebda_big.jpgВашему малышу уже исполнилось 5 лет? Вы уже выучили с ним алфавит и думаете, что пора учиться читать? Обязательно! Только постарайтесь не совершать типичных для родителей ошибок, которые будут мешать вашему ребенку в школе. Вот рекомендации учителя младших классов.

Начнем с «носителя». В книжных магазинах сейчас продается много букварей за авторством уважаемых педагогов, но большинство преподавателей рекомендуют начинать занятия с букваря Н. С. Жуковой. Книга с зеленой обложкой, найти ее довольно легко. Ну, а теперь – что надо делать, и чего стараться избегать при занятиях чтением с ребенком.

1. Не путайте понятия «звук» и «буква». Не давайте названия букв, только понятие звука, никаких «эм», «эн», «пэ» и т. д. Помните, что вам самой легче перестроиться и научить сразу, чем потом переучивать, когда вам будет об этом постоянно напоминать учитель. Понятию «буква» вашего ребенка научат в первом классе.

2. Что нужно объяснить про звуки и буквы. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Нарисуйте малышу картинку: ухо и губы человека. Напишите на листе бумаги, как обозначается звук, который мы слышим – в квадратных скобках, например, [а]. Теперь напишите букву – А, попросите ребенка также написать букву.

3. Главный принцип при обучении слоговому чтению: первую букву тянем, вторую произносим коротко.

4. Здесь полезно следующее упражнение: пусть ребенок напишет букву А (ведь вы помните, что буквы мы пишем? Не забывайте говорить правильно!) от нее нарисует дорожку к М. Пусть ребенок показывает пальчиком, как он бежит по этой дорожке и произносит слог, вытягивая первый звук (помните, что звуки мы произносим?).

5. Объясните, как слова разделяются на слоги. Пусть ребенок приставит ручку к подбородку и попробует произнести любое слово. Сколько раз открылся рот, столько и слогов. Потом, позже, когда ребенок уже научится писать диктанты, можно объяснить иначе – сколько гласных, столько и слогов.

6. Дайте ребенку понятие об устной и письменной речи. Объясните значение слова «устная» - от «уста». Расскажите, что раньше люди не умели изображать звуки, у них не было письменности. Но со временем они научились писать. Первые известные изображения звуков – иероглифы. Покажите их ребенку на картинке или найдите изображения в интернете.

7. Учите малыша выделять звук в начале, середине и конце слога, а затем слова. Предложите ему определить, например, звук [а] в нескольких словах. В процессе прохождения новых звуков, делайте то же самое. Не забывайте объяснять значения новых слов, которые в процессе чтения встречаются в букваре.

8. В самом начале, в течение нескольких занятий давайте ребенку понятие «гласный» и «согласный» звук. Легче всего дети усваивают такой материал, когда вы тренируетесь с ними перед зеркалом. Пусть произнесет гласный звук – Ааааа, Оооо, Уууу. Спросите ребенка, что происходит с его губами, зубами, языком (артикуляцией)? Да, воздух проходит свободно. Теперь попробуйте то же проделать с согласными. Что мешает? Язык, губы или зубы.

9. Если вы видите, что ребенок при чтении допускает ошибки, не нужно продолжать обучение, пока ребенок их не исправит. Просто повторите пройденное на следующем уроке и продолжайте повторять на каждом занятии, пока знания не закрепятся.

10. Изучения букваря недостаточно, мама сама должна проявлять инициативу, чтобы процесс обучения чтению пошел быстро и легко.

- Найдите в интернете маленькие сказки о буквах и звуках или сочините сами.

- После занятия просите ребенка делать краткий пересказ прочитанного, пусть отвечает на вопросы. Также ему будет полезно сочинять небольшие рассказы по картинкам.

- Придумайте слова, начинающиеся с той буквы, которую вы сегодня изучали. Пусть ребенок запомнит их и озвучит вам. Полезно также попросить его назвать эти слова, скажем, через час.

- Прочитайте ребенку рассказ, где часто фигурирует звук, который вы сейчас изучаете. Попросите назвать все слова, которые с него начинаются.

- Играйте после чтения. Произнесите несколько слов, где присутствует звук, который вы сегодня изучали, и также где отсутствует. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если слышит изучаемый звук. Как только он научится это делать, можно переходить к предложениям. Пусть малыш посчитает, сколько слов в сказанном предложении и столько же раз хлопнет в ладоши. Например: «Мы пошли гулять» - три хлопка.

- После каждого занятия просите ребенка «печатать». Не на компьютере конечно. Пусть пишет маленькие диктанты. «Печатать» вы будете потому, что буквы «печатные». Диктуйте простые рассказы и учите сразу писать буквы сверху вниз, а не снизу вверх, что является очень распространенной ошибкой. Для таких занятий пригодится тетрадь в крупную клетку.

- Еще один важный момент. Конечно, сразу ваш ребенок писать диктанты не научится. Поэтому начните с заполнения буквами определенного пространства – это может быть распечатанное изображение животного (слона, кошки и т.п.) или нарисованный от руки воздушный шар, или раскраски, купленные в магазине. В границах этого рисунка пусть ребенок напишет много раз сначала букву А, потом Б и т. д. – по мере прохождения страниц букваря. И вот уже потом можно переходить к написанию диктантов.

11. Учитывайте возрастные особенности ребенка. Если он не хочет читать, не нужно его заставлять, иначе у него пропадет интерес к занятиям. Попробуйте предложить ему изучение букваря в 4,5 года, в 5 лет. Если не идет, ждите месяц-два и пробуйте снова.

Старайтесь читать каждый день, сначала не более 5-10 минут, затем постепенно увеличивайте длительность занятий. Но как только замечаете, что ребенок устал, сразу же прекращайте. Удачи!

***
Я нашла ателье, которое подстроит свой график конкретно под вас! Скажите, вы что-нибудь подобное слышали? Я - впервые! Ателье Фаина поможет вам, если ваш ребенок порвал любимые джинсы, а заняться этим вопросом вы можете только после работы. Ателье Фаина откроет вам свои двери и в 7 утра - просто потому, что вам срочно нужно подогнать платье на свадьбу или погладить костюм на корпоратив. Чудеса случаются!

семья,  дети,  воспитание,  обучение,  чтение,  букварь,  читать правильно

Добавлено: 19 августа 2011 г., 12:32
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru
Оставить комментарий
Почтовая рассылка Doublex.ru
Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
Теги
Новые публикации
Алкоголь и рак молочной железы. ASCO сообщило о своей позиции

Исследования показывают, что при употреблении алкогольных напитков уровень гормонов, связанных с развитием рака молочной железы (эстрогена и других), может повышаться. Алкоголь также может увеличивать риск РМЖ, повреждая ДНК в здоровых клетках. По сравнению с женщинами, которые вообще отказались от спиртного, у женщин, употребляющих алкоголь не менее трех раз в неделю, риск гормон-рецептор положительного РМЖ может повышаться до 15%. Еще на 10% этот риск возрастает, если женщина употребляет алкоголь каждый день и не менее трех порций в день. У девочек-подростков (9-15 лет), которые выпивают не реже 3-5 раз в неделю (бывает и такое, к сожалению), риск развития доброкачественных опухолей молочных желез может повышаться в три раза, по сравнению с теми, кто этого не делает. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Американское общество клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO) выпустило позиционный документ о взаимосвязи алкоголя и рака. Это первый случай, когда ASCO занимает вполне определенную позицию по рискам развития РМЖ, связанным с употреблением алкоголя. Подробнее

Как говорить с детьми о раке молочной железы и его последствиях

Рак молочной железы у американки Бонни Аннис диагностировали в 2014 году. Инвазивная протоковая карцинома 2b с метастазами в лимфатические узлы не оставляла выбора – грудь пришлось удалить, а затем – пройти трудное, изматывающее лечение. Сегодня все хорошо, Бонни – фотограф, писатель, блоггер, жена, мать и бабушка – продолжает жить полной жизнью. Правда, одна недавняя история немного выбила ее из колеи – внучка спросила, почему у нее нет груди – но Бонни справилась. Сегодня она рассказывает, как правильно сообщить ребенку, что рак – это еще не конец, что во многих случаях его можно вылечить, а с физиологическими последствиями болезни можно жить и не обращать на них внимание. Подробнее

Рак молочной железы ранней стадии. После лечения. Какие обследования необходимы и как часто

После успешного лечения рака молочной железы ранней стадии женщине необходимо контролировать состояние своего здоровья: проходить маммографию и клиническое обследование молочных желез (осмотр у маммолога). Первое нужно делать один раз в год, второе – один раз в полгода. Если (внимание!) никаких симптомов возвращения рака не наблюдается, проведение дополнительных обследований (ПЭТ/КТ, сканирование костей), дорогостоящие анализы на онкомаркеры, не нужны. Слишком велик риск ложноположительных результатов и, как следствие, риск ошибочного диагноза и ненужного лечения. Предлагаем вам ознакомиться с соответствующими рекомендациями Американского общества клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO). Подробнее

«Эффект Анджелины» - новая реальность

В 2013 году звезда американского кино Анджелина Джоли публично рассказала о том, что ей была проведена профилактическая мастэктомия – удаление молочных желез в связи с генетическим риском развития рака груди (наличием в ее организме мутации гена BRCA1: “My Medical Choice”). Мама и тетя актрисы скончались от этого заболевания. Спустя 4 года разговоры о том, к чему привел каминг-аут Джоли, не утихают. Некоторые диванные аналитики до сих пор считают ее поступок спекуляцией на серьезной и болезненной теме, пиар-ходом. Однако статистика говорит совсем о другом. Актрисе удалось привлечь внимание женщин во всем мире к одной из самых сложных тем в РМЖ-сфере – наследственному риску развития заболевания. Благодаря этой информации, многие женщины поняли, что обязательно нужно знать свою семейную историю, знать о наследственных заболеваниях женской сферы, вовремя обращаться к врачу, проходить скрининги и принимать профилактические меры. Подробнее

Выявлены 72 генетические мутации, связанные с повышенным риском развития рака молочной железы

По статистике, в 5-10% случаев рак молочной железы обусловлен наследственными факторами, то есть вызван аномалией генов, переданных родителями. В основном это мутации генов BRCA1/BRCA2. С ними связан наиболее высокий риск развития заболевания. Ученым известно, что у женщин, чей генетический анализ показал наличие этих мутаций, риск развития РМЖ в течение жизни может повышаться до 80%. За последние годы исследователи выявили еще целый ряд мутаций, связанных с РМЖ, включая мутации в генах PALB2, TP53, PTEN и BRIP1. И вот новые данные: плюс 72 пункта к этому списку. Подробнее

наверх